www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Возрастной гороскоп. Загляни в свое будущее

Версия для печати

4. КОЗА. РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Возраст Козы (3-7)

Сдвоенный (Петух - Обезьяна) период оживления мертвой материи создал изумительную "говорящую куклу". Маленький человечек умеет пить, ходить, говорить; у него даже есть фрагментарная память и пусть странное, но все же мышление. И все-таки он еще не человек. Он еще не сознает себя, не ощущает своего "я".

Для превращения в полноценного человека за возрастами оживления следуют два возраста одушевления (Коза и Лошадь), завершающие детство, а стало быть, работу по превращению обычной живой материи в материю совершенно особого порядка - мыслящую, одушевленную.

Осознать этот момент очень непросто, мы любим животных и не очень-то любим людей. Между тем необходимо признать, что триединое устройство мира предполагает равноценное положение трех категорий: Бог - Человек - Природа. Стало быть, между человеком и природой (животным) пропасть столь же глубока, как между человеком и Богом. Все эти абстрактные рассуждения нужны для того, чтобы пришло осознание грандиозного значения третьего возраста.

Знакомство с реальностью

Первые два возраста представляли стихии, далекие от обыденной жизни, - логическую (фантастическую) и мистическую. Лишь в третьем возрасте ребенок начинает видеть реальную жизнь.

Чехов в одном из своих рассказов описал переход из второго возраста в третий. Сюжет рассказа прост: маленький мальчик впервые выходит из своего дома и открывает для себя мир. Очень тонкое описание, замечательный символ. Действительно, мир второго возраста - это комната, квартира, манеж, мама, бабушка, няня. В третьем возрасте рамки мира раздвигаются максимально широко. Ребенок начинает замечать небо, траву, животных, людей - все то, что видит любой взрослый человек.

Задачи родителей - не оставить переломный момент без внимания и по мере сил познакомить малыша с большим миром, не передоверяя это дело телевизору. Деревня, дача и даже поход вполне подойдут для впечатлительного естествоиспытателя. Любовь к природе и даже знание природы - все это третий возраст. Не обязательно ждать школы, чтобы узнать все о животных и растениях, запомнить их названия.

Одновременно с вхождением в мир природы ребенок входит в мир речи. Это тоже проявление реалистического типа мышления. Если в возрасте Петуха (звуки) и в возрасте Обезьяны (слова) большая часть информации шла через жесты и интонации, то теперь очень быстро нарастает способность любые оттенки ощущений и желаний передать словами.

К.И. Чуковский в книге "От двух до пяти" назвал этот возраст периодом возрастно-лингвистической гениальности, имея в виду, что в самые короткие сроки и невероятно творчески осваиваются все самые сложные речевые конструкции. Однако эта гениальность лишь возможность, и для ее реализации ребенка необходимо буквально погрузить в мир поэзии и прозы, сказок и присказок, разговоров, бесед, сложнейшей игры слов. Очень важно оградить его от телевизора, компьютера, игровых автоматов, вместо слов извергающих какие-то странные звуки. Необходимо также прекратить все попытки говорить с ребенком на усеченном, якобы дет-ском языке. Язык у нас один, и освоение его не начинается в третьем возрасте, а заканчивается! Помните об этом. Если ребенок не заговорил в полную силу в третьем возрасте, то он через всю жизнь пронесет языковую неполноценность. При этом не стоит бояться, что он еще не все из сказанного им же понимает - смысл придет позже, а пока осваивается весь спектр речи.

Таким образом, к 7 годам ребенок уже заканчивает и биологический факультет, и литературный институт. Разумеется, что параллельно с ним тот же путь должны пройти и родители. Вновь перечитывается все самое любимое. И не бойтесь, если дошкольнику попадет на слух литература, которую еще недавно рекомендовали старшеклассникам, он не станет доискиваться глубин смысла, он схватит красоту языка. Если ваша любовь к литературе передалась ребенку, то очень скоро он освободит вас от утомительного занятия и будет все читать сам.

Управляемая эмоциональность

Одним из главных признаков наступления этого возраста (около 2,5 лет) считается ничем не спровоцированная и необъяснимая эмоциональная революция. Проще говоря, ласковый и уравновешенный бутуз вдруг превращается в истерическое, плаксивое существо, состоящее из капризов, нелепых прихотей и одного-единственного (как нам кажется) стремления - вывести родителей из душевного равновесия.

Так приходит управляемая эмоциональность, жестко связанная с реалистическим типом мышления. Управляемость, подконтрольность эмоций не означает их фальшивости, неискренности. Напротив, именно в этом возрасте эмоции наиболее чисты и натуральны. Во втором возрасте эмоции были слишком примитивны, можно сказать, что их еще и не было, а в четвертом возрасте, благодаря воле и возросшему самосознанию, мальчик уже научится скрывать эмоции. Так что именно в третьем возрасте эмоции наиболее чисты. Другое дело, что, переживая то или иное состояние, ребенок учится проявлять его: он плачет и сам изучает свой плач, его силу, продолжительность, степень воздействия на окружающих. Так что не бойтесь разбудить в ребенке водопад эмоций. Пусть он смеется, плачет, ликует, тоскует, удивляется и негодует, пугается, умиляется, восторгается...

Пока эмоции правят бал, родителям потребуется много терпения и ловкости, дабы совладать с профессионалом эмоционального давления. Тут приходит на помощь другая грань все того же типа мышления. Речь идет о склонности к игре, любви к игре, об игровом, несерьезном отношении к жизни. Играя, ребенок познает мир, он моделирует ситуации будущей жизни. Если родитель проникся игровым настроением ребенка, то он легко может перехватить инициативу и сам диктовать условия игры (вспомним незабвенного "Вождя краснокожих"). Разумеется, тут понадобятся и фантазия, и чувство юмора, а главное, определенная несерьезность.

Призывы к совести, морализаторство, чтение нотаций не помогут, ну а рукоприкладство и грозный окрик могут и навредить. Ребенок все равно останется несерьезен - таков возраст. Так что уж лучше принять его условия и самому стать несерьезным человеком, дурачиться, привирать, валять дурака, кривляться. Быть может, в шуточной форме удастся внушить что-то доброе, вечное... Прямой текст, примитивная атака в лоб малоэффективны.

То же относится и к школьному обучению в до-школьном возрасте. Не готов еще ребенок к усидчивой работе через "не хочу", к искреннему самопожертвованию ради образования. Гораздо больше он усвоит играя, шутя. Пусть уж наиграется в этом возрасте.

Не стоит перебарщивать также и с участием в работе по дому, а если уж очень вам хочется, то напрягитесь и превратите это в игру, шутку. Речь, напомню, идет о мальчиках.

Ортодоксальность дошкольника

Большинство общепризнанных гуманитарных дисциплин предполагает существование двух полюсов социальной ориентации: открытость (экстраверт) и за-крытость (интроверт). На самом деле существуют три полюса, три способа ориентации в пространстве, три типа отношения к обществу. Третий полюс - ортодоксальность - это не промежуточное состояние между закрытостью и открытостью, а совершенно самосто-ятельное отношение к миру и себе.

В отличие от бесконечного растекания открытых знаков вширь и бесконечного самоуглубления закрытых знаков, ортодоксальные знаки стремятся к фиксированию объема, площади, замыканию круга, к бесконечному хождению по нему. Ортодокс чувствует себя нормально, если сумел очертить круг идей, круг друзей, круг событий.

Внешне ортодоксальность проявляется в упрямстве, занудстве, определенном консерватизме. Идея, овладевшая ортодоксом, - это почти догма. У девочек ортодоксальность, сочетаясь с волей, особенно сильна. Мальчикам ортодоксальность помогает остановить бурный прогресс, предохраняет их от слишком раннего созревания.

Векторность этой характеристики в том, что она подразумевает поиск, но не открытых пространств и не глубин, а тверди, стабильности, островов безопасности. В ортодоксальных возрастах человек жаждет стабилизации, неизменности внешних обстоятельств. Ортодоксальность сохраняет сильную связь ребенка с родителями, ограничивает тягу к сверстникам, к школе.

Одушевление

С появлением этой характеристики в жизни ребенка связана принципиальная новизна второй половины детства. Без одушевления мы не получим человека. Однако механизм действия этой характеристики достаточно далек от божественных сфер. Всего-то-навсего резко повышается чувствительность организма. Можно сказать, что истончается защитная оболочка. Ребенок становится чувствительнее к инфекциям, к дискомфорту, к своей и чужой боли, к грубому и нежному слову. Ребенок становится подобен точнейшему и чувствительному прибору.

Именно повышенная чувствительность позволяет ребенку, познав страдания, научиться сочувствовать другому, воспринимать идеи добра, взаимопомощи, сострадания. Потренировать эти чрезвычайно важные для жизни качества можно на кошечках, собачках, птичках, а можно и на себе, притворившись усталым, больным, несчастным.

Не менее важная грань этого качества - стремление все и вся одушевлять. Одушевляясь сам, ребенок одушевляет все вокруг - животных, кукол, солдатиков, даже мебель. Он может легко поверить, что им тоже бывает больно.

Стремление к одушевлению во многом объясняет любовь детей к мультикам, в которых одушевляется что угодно - гвозди, спички, пластилин, раскрашенные картинки, - осуществляя, таким образом, подсознательную мечту детей, полуязыческую, кстати, мечту, об одушевлении всего на свете. На самом деле ребенок до 12 лет абсолютно не готов к восприятию идей единобожия и в любом храме останется язычником.

Необходимо помнить, что чувствительность в этом возрасте работает только в тонком диапазоне. Чувствительность к грубости и мощным ударам равна нулю, тонкий прибор просто зашкаливает. Побоями и криками можно только оглушить ребенка, истребить в нем все живое. Ребенок станет угрюмым, замкнутым, и что вырастет из него - остается только гадать.

Оптимистическая трагедия

Темперамент, именуемый холерическим, соответствует мировосприятию знаков Козы, Змеи и Крысы. Этот тип темперамента подразумевает чередование взрывов невероятной веселости и столь же невероятной тоски, чрезвычайной активности и обескураживающей вялости. Энергетически это очень слабый тип, его поведение подобно действиям человека, охваченного паникой во время пожара, или суетой утопающего. Человек все время находится как бы на краю пропасти, в которую боится заглянуть, стремится подальше от нее отползти и не может.

Не обольщайтесь по поводу приступов невероятного веселья и восторгов, за ними непременно последует спад. Если ребенок весел днем, то по ночам его могут преследовать кошмары и чудовища. Как же важно, чтобы рядом всегда были те самые родные и любимые папа и мама, которые просто подержат за руку или обнимут ребенка, успокоят.

Мнительным мамам и бабушкам не стоит паниковать, если обнаружатся явные признаки депрессии, маниакального страха и т. д. Все это норма третьего возраста, и лечит от этого не психиатр, а ласковая и участливая мама. Тревогу бейте лишь тогда, когда ваши царевны-несмеяны и мальчики-плаксы сохранят меланхолию в сверхоптимистическом четвертом возрасте.

Всякий раз этот яркий тип темперамента проявляется в моменты жизненного перелома, моменты высокого накала. Возраст Крысы (17-24) несет трагедию и счастье первой любви, возраст Змеи (42-55) несет трагедию и счастье прорыва в высшие сферы жизни, власти, искусства, науки. В возрасте Козы ребенок прорывается в мир людей, он теперь не кукла, не игрушка, он теперь самый настоящий человек. Он видит все - свою малость и свою грандиозность, он видит все прелести жизни и все ее ужасы.

Так или иначе, этот тип темперамента склоняет человека к творчеству. В юности влюбленные сочиняют стихи; вдруг прорывается тяга к живописи или к прозе после 40; не исключено, что и в возрасте Козы проснутся художественные наклонности. Думается, ничего плохого в этом нет.

Вновь пионер

Пионерство Козы входит в некоторое противоречие и с созерцательностью знака, и с его ортодоксальностью, и все-таки пионерские наклонности Козы очевидны. Они в нежелании и неспособности доводить дела до конца, в неуемности, любопытстве и почемучестве, в бесконечном фантазировании, в постоянном творческом поиске.

Наиболее знаменитым проявлением пионерства является стремление сочинять новые слова. К.И. Чуковский все в той же книге "От двух до пяти" приводит множество примеров слов, фраз, неожиданных оборотов, сочиненных детьми. Каждый родитель в состоянии записать за своим ребенком подобные шедевры изобретательности. По сути, каждый ребенок сочиняет еще и свой личный язык.

Поскольку в детстве всего два типа взаимодействия с судьбой, то необходимо четко понимать, в чем состоит разница между самодеятельностью Обезьяны и Лошади и первооткрывательством Петуха и Козы. Самодеятельные знаки идут по жизни медленно, сознавая цель и неустанно работая над ее воплощением. Пионеры - это скорее авантюристы, жаждущие необычных ощущений, новизны, свежести. После совершения очередного открытия интерес к предмету исчезает, ни о каком упорстве в достижении каких-то целей не может быть и речи. У самодеятелей надо тренировать и поощрять стремление все делать самостоятельно и все доводить до конца, у пионеров надо поощрять любопытство, любознательность, блеск в глазах, создавать среду для максимального количества открытий.

Самое же главное - это не ждать и не требовать от ребенка в этом возрасте каких-то свершений, каких-то окончательных успехов. Вундеркинды этого возраста - это очень подозрительно и, кажется, достаточно опасно. Одна цитата из К.И. Чуковского: "По системе Локка удавалось так чудовищно обрабатывать бедных младенцев, что они к пятилетнему возрасту могли показывать на глобусе любую страну. Жаль только, что к десяти годам эти миниатюрные Локки становились поголовно идиотами. Легко ли не стать идиотом тому, у кого насильно отнято детство?.."

Несколько слов о девочках

Пионерство, ортодоксальность, холерический темперамент, жалостливость - все эти свойства принадлежат знаку Козы вне зависимости от половой принадлежности. Однако тип мышления - самое важное в знаке - у девочек и мальчиков различен.

Девочки в этом возрасте обладают тем же типом мышления, что и мальчики второго возраста. Те же самые нарушения причинно-следственных связей, то же удаление от реальности в мир без времени и пространства. Зачем это вдруг мистика и эмпиризм в столь позднем возрасте? Не поздно ли все щупать и пробовать? Однако не будем забывать, что у девочек, кроме общечеловеческой программы, есть и своя собственная, и по этой программе им необходимо формировать свою душу или, что точнее, позволить душе сформироваться. Разумеется, что именно в возрасте одушевления этот процесс идет наиболее интенсивно. Вмешательство мистического мышления тут вполне уместно. В женском варианте мистическое мышление многократно увеличивает способность проникать в чужую душу. На таком резонансе растет девичья душа.

Важно также помнить, что мистический тип мышления сочетается с крепкой волей и отсутствием игривого нрава. Так что будьте посерьезнее, шутки вполне уместны в общении с сыном, а с дочкой в этом возрасте они не проходят.

Что касается красоты девочки, то она в этом возрасте более глубока, чем в предыдущем. Те самые черты, которыми женщины очаровывают нас, в этом возрасте уже вполне сформированы: улыбка, стать, темперамент, кокетство - все это из третьего возраста. Следующий возраст ничего не добавит в девичьем очаровании, пятый возраст, напротив, сделает девочку гадким утенком, который превратится в прекрасного лебедя лишь в 17 лет.

Темное время

В любом периоде второй и третий возрасты не столько проясняют картину, сколько затемняют ее. В открытом детстве закрытый возраст Обезьяны и ортодоксальный возраст Козы скрывает от нас истинное лицо ребенка. Только наступление четвертого возраста и поступление в школу покажет нам, кого, собственно говоря, мы взрастили. Речь не только о способности учиться, но и способности жить в обществе, понимать его интересы, его задачи.

Реально третий возраст кончается в районе 6 лет, одновременно с первыми выпавшими молочными зубами. Но не торопитесь, дайте четвертому возрасту вступить в силу, этот переход достаточно длителен. А потому в школу лучше идти в полные 7 лет, особенно мальчикам.

Что касается трудностей перехода, то этот переход - один из самых безболезненных и приятных - идет с повышением оптимизма, нарастанием энергии, бодрости, здоровья. Волнения, связанные с этим переходом, скорее приятные, хотя и очень сильные. О подробностях заключительного возраста детства читайте в следующей главе.

<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru