www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Первая 12-летка (1953-1965 гг.):
эпоха рок-н-ролла

Выдержка из французского журнала "Экспресс", опубликовавшего серию статей под общим названием "40 лет рок-н-роллу":

"В 1952-м встретились Белые и Черные. В 1954-м появился легендарный "белый негр" Элвис Аарон Пресли, колокол "дегенеративной" музыки. "Родившись, рок не восставал ни против сегрегации, ни против войны в Корее, - объясняет Пьер Лескюр, директор "Канала + " и отец "Детей рока". - Он встряхнул семейную попсовую пальму и прокричал против цивилизации на манер Катрин Маме: "Играть рок - это значит жить с исступлением, проходить через полицейские участки и быть беспричинным мятежником". Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что рок - это секс, наркотик и, конечно же, сам рок-н-ролл. И все это скоксо-ванное перед носом своих родителей"1.

Этот текст представляет для нас интерес тем, что вкратце отражая суть (правда, как всегда, не без помощи хлестких журналистских оборотов) раннего рока как социокультурного явления, дает нам, помимо того, календарные ориентиры, являющиеся предметом полемики историков рока, - в каком же году берет начало самая революционная музыка. Упоминаются и 1952-й и 1954-й гг.. Справедливо разделяются и понятия "рок" и "рок-н-ролл": подразумевается, что рок-н-ролл - составная часть рока.

Однако обратимся к фактам. Алан Фрид (Alan Freed) в качестве диск-жокея (можно сказать, самого знаменитого диск-жокея) раскручивает черный ритм-энд-блюз, перерастающий в рок-н-ролл, и в 1952 г. впервые употребляет в отношении такой музыки термин "рок-н-ролл". Право на титул первого рок-н-ролльного диска, пожалуй, можно и оспаривать, хотя есть мнение, что таковым явился диск черной группы KINGS OF RHYTHM, записанный с участием Айка Тернера (Ike Turner) (бывшего сердитого мужа Тины Тернер) и вокалиста Джеки Бенстона (Jackie Benston). Диск назывался "Rocket 88" и был записан на студии "Sun" в Мемфисе в 1952 г. Справедливости ради надо отметить, что в подобной манере к тому времени играли и другие черные исполнители. Так, многие исполнители так называемого "кричащего блюза" (упоминаемые в главе 2 как Blues Shouters) рань- ше использовали в своем творчестве те же элементы стиля. Музыка, которую Фрид выставлял как рок-н-ролл, на самом деле представляла нечто иное - плавные мелодии в стиле "doo-wop" таких "черных" групп как MOONGLOWS, PENGUINS и др.

Переломным моментом в этом процессе стало появление на арене Билла Хэйли, уже в те годы казавшегося тинэйджерам человеком средних лет, лысоватого, с весьма своеобразной челкой на лбу, что сразу же вошло в моду, как водится. Главным же обстоятельством, определяющим точку отсчета, нам как раз и представляется верным расценивать зарегистрированный факт начала формирования тенденции, а таковым, повторяем, ибо это важно, является попадание впервые в хит-парад журнала "Billboard" композиции "Crazy Man Crazy" уже полностью по музыке, содержащей элементы классического рок-н-ролла, и главное - исполненную белым музыкантом. И случилось это в 1953 г.. Упоминаемый в выдержке из журнала "Экспресс" сын от "смешанного брака" Э.Пресли был все-таки не первым. Таковым правильно считать Билла Хэйли.

На стыке двух "правильно" развивавшихся независимо друг от друга музыкальных стилей кантри-энд-вес-терн и ритм-энд-блюза в результате их "брака" и рождается рок-н-ролл.

Большинство первых рок-н-ролльных произведений представляли из себя ни что иное, как ранее сочиненные "черные" ритм-энд-блюзовые темы, которые были подогнаны под привычки белых слушателей, интерпретируемые в музыкальной манере кантри-энд-вестерн, а порою и диксиленда. Так, например, "Rock Around The Clock", исполненный Б.Хэйли и произведший немалый фурор, был причислен к хитам ритм-энд-блюза, подлинным же автором этой композиции являлся негритянский музыкант Джо Тернер (Joe Turner). А канадская белая группа THE CREW CUTS попала с композицией "Sh-Boom" в хит-парады по категории "ритм-энд-блюз", хотя авторство принадлежало негритянской группе THE CORDS.

Американец Джерри Хопкинс (Jerry Hopkins) со временем составил целый перечень, из которого было видно, сколько композиций афро-американцев скопировано "белыми" рок-н-ролльными группами.

Таким образом, рок-н-ролл образовался в результате вмешательства "белых" в естественно идущий до некоторых пор процесс, и в "год ЗМЕИ" сформировалась (как бы) первая альтернативная тенденция, в высокой степени претендующая на то, чтобы считаться революционной. Здесь уже уместно привести изречение одного из великих альтернативщиков, без которого немыслим, однако, пантеон великих рокмэнов. Это слова сына американского народа Фрэнка Заппы (Frank Zappa), однажды произнесенные в интервью: "Без отклонения от нормы прогресс невозможен".

По своим музыкально-текстовым признакам новый стиль в исполнении белых музыкантов отличался моторной ритмикой, порывистой мелодикой, повышенной громкостью звучания, вопросно-ответной формой в текстах (афро-американский call-and-respone-принцип), возбуждающими речитативами и некоторой "биологичностью" интерпретации. Такая исполнительская манера противоречила доминирующим до сих пор в музыкальной индустрии поделкам, оторванным от реальной жизни (типа "любовь - морковь"). Для юного поколения в капиталистических странах рок-н-ролл открывал возможность неадекватно реагировать на незыблемость застывших жизненных форм и нерешаемость социальных и идеологических вопросов. Молодежь чутко среагировала на рок-н-ролл как на "свое" и увидела в нем свою социальную нишу.

Со становлением черного и белого исполнительского искусства рок-н-ролла имела место также популяризация слова "рок-н-ролл" как отдельного понятия. Принято считать, что параллельно развивалось независимо друг от друга несколько характерных стилевых направлений, которые в совокупности и стали известными в качестве рок-н-ролла. Одну из таких классификаций приводит в своей книге "The Sound Of The City" Чарли Джиллет (Charlie Gillet) (Лондон, 1970 г.), где он заостря- ет внимание на том, что происходило это становление между 1954-м и 1956-м гг.. Он формулирует пять разновидностей рок-н-ролла с именами главных представителей в каждой:

    1) Northern Band Rock (Bill Haley & His Comets)
    2) New Orlean Dance Blues (Fats Domino, Little Richard)
    3) Memphis Country Rock (Elvis Presley)
    4) Chicago Rhythm & Blues (Chuck Berry, Bo Diddley)
    5) Vocal Croup Rock-n-Roll (Orioles, Crows, Chors)

Как утверждает Ч.Джиллет, каждый стиль в определенных регионах или местностях развивался и выражал персональные претензии на накопленный им опыт2.

"Черная струя" представлена здесь нью-орлеанской школой, имеющей джазовые традиции, а также чикагской школой ритм-энд-блюза. "Белая струя" - это ансамбли Севера, а также исполнители из центральных регионов (их еще называют "rockabilly") со звукозаписывающей базой в Мемфисе. Надо сказать, что в Мемфисе записывались и черные музыканты, но город знаменит прежде всего тем, что на студии "Sun" был раскручен величайший рок-н-ролльщик Elvis Presley, в чем, пожалуй, даже большие заслуги принадлежат Сэму Филлипсу (Sam Phillips), который, помимо Элвиса, зажег звезды таких исполнителей как Carl Perkins, Charlie Rich, Johny Cash, Jerry Lee Lewis, Roy Orbison и др. Вокальные группы, исполняющие рок-н-ролл, в подавляющем большинстве состояли из темнокожих музыкантов. Они представляли впоследствии для молодых рок-исполнителей образцы того, как надо петь в три-четыре голоса. Помимо вышеперечисленных нельзя не упомянуть и такие вокальные группы как DRIFTERS, PLATTERS и DELLS, которые специализировались не только на исполнении рок-н-роллов, а положили основу стиля, к которому привязывали такие эпитеты, как "элегантный", "прохладный", "танцевальный", "чувственный".

Немного отвлечемся в сторону теории. Согласно структурному гороскопу в рамках 12-летнего цикла наблюдается более мелкая 4-летняя структура, о чем уже вскользь упоминалось. Дело в том, что та или иная музыкальная идея, заслуживающая внимания, как и молодежная мода, может жить полноценно лишь около четырех лет. Если ее полноценное функционирование не укладывается в эти четыре года, то присмотревшись, можно заметить, что более длительная ее реализация достигается путем определенной творческой переориентации или перехода на новый качественный уровень, в известной степени несколько видоизменяющий или обогащающий творческий почерк предшествующего 4-летнего цикла. В идеальном варианте такое продлевание может протянуться на весь 12-летний цикл, хотя это удается лишь немногим. В принципе же всякий добросовестный музыкант сам интуитивно чувствует все это, выбирая при этом один из нижеперечисленных вариантов поведения:

    a) либо он честно уходит со сцены весь в лаврах;
    b) либо (если это коллектив) самораспускается;
    c) в лучшем случае - собирается в рамках другого состава;
    d) начинает делать другую музыку;
    e) продолжает упорно гнуть все ту же линию.

За таких музыкантов (подпункт е) порою обидно: все циклы уже пройдены, а они все еще выступают, вызывая у нас сочувствие. Многие из пожилых бывших знаменитостей подрабатывали, как мы знаем (не секрет), на гастролях в нашей стране. При всем, при этом, лишь избранным удается покорять сердца, невзирая на циклы.

Однако вернемся к американскому рок-н-роллу. К 1957 г. он прошел уже четырехлетнюю фазу, и доминировать в качестве самой модной музыки ему оставалось еще около четырех лет. К 1957 г. многие из модных рок-н-ролльных имен сменяются на новые. К примеру, один из "королей рок-н-ролла" Little Richard отступает от шоу-дел и обращается в лоно церкви. Зато выдвигается плеяда новых идолов: EVERLY BROTHERS, Buddy Holly, Eddie Cochrain. Появляются и юные подростковые кумиры, такие как Rick Nelson и Frankie Avalon. To есть все последующие четыре года идет реализация доминирующей в музыкальной моде тенденции по полной развернутой программе.

Рок-н-ролл в списках популярности занимает все больше и больше места. Для сравнения: в 1956 г. - 19 позиций из 55, в 1957 г. - 43 позиции из 70. Стиль совершенствуется, и расширяются его жанровые границы. Рок-н-роллом со временем станут называть не только танец, но и произведения балладного плана (отчасти потому, что их исполнители к тому времени обрели титулы "королей", в худшем случае были "просто" идолами), а с годами и всю молодежную музыку, со всеми ее ответвлениями и разветвлениями, кроме чисто танцевальных стилей. (Но мы не можем удержаться, чтобы еще раз не подчеркнуть, что мы против нивелирования разницы между понятиями "рок-музыка" и "рок-н-ролл".)

В промежутке от 1957 по 1960 год ставит свои эксперименты с гитарой Чет Аткинс (Chet Atkins), заметно повлиявший на становление "рок-н-ролльного" гитарного звука. Все больше белых музыкантов втягивается в процесс освоения и совершенствования нового музыкального языка, из которых, помимо Ч.Аткинса, можно отметить такие имена, как Buddy Holly, Jerry Lee Lewis, Roy Orbisson.

Бадди Холли одним из первых рокеров стал писать собственные композиции, популяризировал классический на сегодня состав рок-группы: две гитары, бас и ударные. В 1957г. группа, выступающая с Бадди Холли, была переименована в CRICKETS и после турне по США обрела ранг знаменитости. Причем на то время CRICKETS являлась одной из немногих групп, в которой играли лишь белые музыканты. К сожалению Бадди погиб очень рано: в начале 1959 г. в авиакатастрофе.

К 1957 г. обретает известность другой белый рокер, мастер фортепианного рок-н-ролла Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis), благодаря вышедшему в 57-м и возглавившему charts хиту "Whola Lotta Shakin' Going On". Если Э.Пресли был секс-символом рок-н-ролла, то J.L.Lewis являлся его "дичайшим" белым исполнителем. Он беспощадно истязал фортепиано, подвергая его яростным атакам, имел эдакую надменность в манерах - но это нравилось публике.

В 1956-57 гг. становится известным еще один колоритнейший музыкант, начинавший как и J.L.Lewis записываться на студии "Sun" в Мемфисе. Как и многие в то время, Рой Орбисон (Roy Orbison), начинал с рок-н-ролла, но впоследствии, совершенствуя свой стиль, прославился исполнением баллад. Он был обладателем высокого печального, трепетного тембра голоса, который вряд ли может оставить равнодушным любого, у кого есть уши.

Поскольку по истечении двух четырехлеток 1953- 57-61 гг. идея рок-н-ролла постепенно начинала себя исчерпывать, то, согласно нашей доктрине, к 1961 г. следовало ожидать каких-то изменений. Публике (особенно танцующей) требовались свежие музыкальные идеи, и они явились в виде "твиста", представляющего, в сущности, несколько видоизмененный ритмический и мелодический рисунок своего предшественника. Гармоническая же основа оставалась той же, что и у рок-н-ролла, а собственно говоря, и ритм-энд-блюза. "Крестным отцом" нового модного танца явился Чабби Чеккер (Chubby Checker): исполняя в 1961 г. веселую песенку, он сопровождал ее своеобразными движениями. Танец пыл подхвачен мгновенно, даже на банкетах в высшем обществе танцевали твист. Начало "твистовой лихорадке" положила композиция "Let's Twist Again". Твисты стали исполнять все - от Сэма Кука до Фрэнка Си-натры. Чабби Чеккер был самым непревзойденным по популярности исполнителем твиста, и, тем не менее, к середине 60-ых он был "сметен" из таблиц популярности вторжением в них британских групп.

Мы проследили вкратце эволюцию доминирующей тенденции первой 12-летки американской ветви рока. Однако стоит отметить и другие вехи, подтверждающие нашу аргументацию при определении ее первого календарного периода.

Одну из таких вех мы обнаруживаем в творчестве Рэя Чарльза (Ray Charles), поистине титана, олицетворяющего своим творчеством практически все главные направления афро-американской музыкальной культуры. Рэй фактически закладывал фундамент в основном во все новые стили поп-музыки, базирующиеся на "черной" основе, от ритм-энд-блюза через соул и далее к фанку. Известный английский журналист Ник Кон в своих "Очерках очевидца истории поп-музыки (Рок как есть)" пишет: "...когда ему было уже за двадцать, он продал себя одному местному менеджеру, стремясь обеспечить себе карьеру "надежной посредственности". Но около 1953 г. произошло неожиданное. Рэй Чарльз взялся за госпел - чистейший, самый настоящий госпел. Он сколотил большой оркестр из музыкантов, которые играли блюз, нанял виртуозного тенор-саксофониста Ньюмена по прозвищу Рэтхельд (Олух), добавил женскую вокальную группу, назвал ее "Рэйлетс" и украсил все это своим голосом. Голос этот был густой, сырой, хриплый, немузыкальный и неотразимо великолепный.

Рэй Чарльз имел фантастический успех сначала среди негритянской публики, а потом и среди белых"3.

На протяжении своей длительной музыкальной жизни Р.Чарльз порою следовал моде, порою же и опережал ее.

Отметим также, что с 1953 г. начинается биография знаменитой вокальной группы DRIFTERS, через состав которой прошли многие известные черные вокалисты. Группу созвал некто Клайд Макфаттер (Clyde McPhatter), до этого выступавший как сольный певец. В группе принимал участие один из знаменитых "Кингов" Benny King. "Черные" вокальные группы по началу в значительной степени наследовали традиции госпел.

В том же 1953 г. была сформирована и другая "черная" группа DELLS, уступающая по популярности лишь DRIFTERS. Репертуар черных групп, как правило, имел обширный диапазон от ритм-энд-блюза до баллад.

С 1953 года, начинает функционировать и знаменитая "белая" вокальная группировка, замешенная на итальянских кровях. Эта группа впоследствии стала извест- ной как FOUR SEASONS с лидером - вокалистом Фрэнки Валли (Frankie Vally). (Вначале у них фигурировало название VARIATION TRIO.)

В начале первой американской 12-летки можно обнаружить немало и других популярных на то время имен, нанимавшихся групповым пением, в том числе и женских групп таких, как MARTHA & THE VANDELLAS, MARVELETTES, а также SUPREMES, где начинала свое восхождение поныне функционирующая поп-дива Дайана Росс (Diana Ross). Хотя в манере вышеупомянутых исполнительских объединений было не так уж и много элементов классического рока, тем не менее, без них невозможно представить поп-сцену Америки 50-х и 60-х гг., и они-то в значительной степени повлияли на развитие американской ветви рок-музыки с отражением ее специфики.

Да, любил все-таки народ в первые послевоенные годы попеть хором. А сейчас все норовят почему-то стать солистами.

Итак, по мере угасания интереса к рок-н-роллу (по истечении двух четырехлетних циклов) должны были, помимо танцевального твиста, выдвинуться какие-то новые модные музыкальные явления. И в американской ветви рока к 1961 г. таковыми можно расценивать соул (soul) - в "черной струе" и так наз. "серф" (surf) - в "белой струе".

У истоков первой стояли тот же Рэй Чарльз, Сэм Кук (Sam Cooke), Джеймс Браун (James Brown). Мы не склонны рассматривать "соул" как путь мэйнстрима рок-музыки, тем не менее, поскольку в негритянской музыкальной культуре soul занимает значительное место, то уделим и ему некоторое внимание.

В своем простейшем виде soul возник из смешения элементов преобладающего в негритянской музыке мэйнстримовского ритм-энд-блюза, а также госпела (gospel), относительно нового, по сравнению со спиричуэлом (spiritual), жанра негритянской религиозной песни. Происходящий в 50-е годы психологический перелом в сознании негритянского населения нашел отражение в том, что черные американцы перестали стыдиться своего прошлого и уже не стремились его забыть. Госпелы стали рассматриваться как полноправная составная негритянской культуры.

В афро-американской поп-музыке ритм-энд-блюзу стали прививаться интонации госпела. Сам же термин "соул" пришел из джаза. Потом кто-то употребил это слово для характеристики новых интонаций ритм-энд -блюза, привнесенных госпелом, и оно прижилось. В разговорной же речи употребление слова "soul" обрело новое значение. Оно стало синонимом их (негров) самостоятельного сознания, их "одушевленного" собственного "Я".

"Соул скопировал все приемы и весь жаргон джаза, - пишет Ник Кон. - Впрочем, довольно часто граница между джазом и соулом была зыбкой: разве Рэй Чарльз не играл джаз? Вернее всего будет сказать, что он иногда играл джаз, иногда соул, а чаще всего и то, и другое вместе. Различия не имели большого значения"4.

Один из пионеров соула негритянский певец Сэм Кук опять-таки в 1953 г. отмечал первый свой успех записью композиции "You Send Me", ставшей шлягером - пластинка разошлась в более чем 2 миллиона экземплярах и представляла собой ювелирный сплав "гос-пел" и "белой музыки". Этот факт в биографии такой знаменитой величины, какой является С.Кук, укрепляет наше убеждение в том, что именно 1953 год ознаменован встречным движением как белых к черным, так и наоборот, что привело к зачинанию качественно новой американской музыки.

Так же, как и Рэй Чарльз, Джеймс Браун много экспериментировал во многих стилевых вариантах черной музыки, может быть, чуть уступая двум вышеупомянутым личностям по силе музыкального природного таланта, тем не менее стал знаменит благодаря своему неистовому сценическому темпераменту, что явилось для будущих рок-звезд в определенной степени образцом для подражания в поисках средств самовыражения. Тексты же его песен имели довольно сильный заряд социального напряжения.

Зародившийся где-то в недрах ритм-энд-блюза соул (мы, повторяем, не ставим задачу определить его четкое календарное начало, хотя, возможно, таковым и можно считать 1953 год) заявил о себе во весь голос именно к 1961 г. К этому времени вдохновленные такими экстатическими сплавами госпела с ритм-энд-блюзом, каковые получались у Рэя, Джеймса и Сэма, раскрываются дарования таких корифеев соула, как Wilson Pickett, Ester Phillips, Otis Redding , Solomon Burk, Bobby "Blue" Bland, Tina Turner, Aretha Franklin, Percy Sledge, Joe Тех и др. Причем элементы соула в эти годы проявляются также и джазово-инструментальном исполнении. Соул завоевывает "белый" рынок примерно на 4 года. Любопытно, что следующая попытка "соула" завоевать белый рынок предпринимается опять-таки через 12 лет, а именно с 1973 г. (Barry White, Isaac Hayes, Stevie Wonder).

С 1961 г. берет начало одно из незначительных, но весьма характерных для Америки течений, получившее название surf-music или surf-pop. Оно оставило след в роке, пожалуй, лишь потому, что с него начинались BEACH BOYS - эти почти национальные герои американского народа, а вместе с ними начинался и так называемый "калифорнийский рок". В декабре 1961 года вышла синглом их первая композиция, называющаяся "Surfing". Естественно, большинство песен ансамбля пили посвящены калифорнийским достопримечательностям: солнцу, океанским просторам, песчаным пляжам ( с обязательным употреблением словечек из местного жаргона) и любимому занятию, возведенному в культ, - серфингу. Калифорнийская музыка в целом проста и лучезарна, и то, что сочинялось в те годы Брайаном Вильсоном (Brian Wilson), главным в группе, можно определить как веселые пустячки. Однако, специфика "калифорнийского рока", замешенная на романтической мечтательности, и, так сказать, местном патриотизме, соответствовала настроениям белых американцев. Успехи "калифорнийского рока" и, соответственно, рынок его сбыта в начале 60-х гг. достигли общена- ционального масштаба. Все же назвать творчество группы раннего периода и, в принципе, всех последующих чем-то выдающимся в рок-музыке все-таки язык как-то не поворачивается, несмотря на рекордную (около 40 (!) только серийных LP) дискографию. В 1965 г. старший брат и идейный вдохновитель группы Брайан Вилсон переутомился, и ансамбль на время притих.

Ну, и, пожалуй, нельзя не упомянуть о таком в последующем времени заметном течении как фолк-рок. Становление этого направления начиналось с освоения традиций народной музыки. Для недогадливых можно напомнить, что folk в переводе с английского - "народ". Видимо, и в этом направлении при более тщательном анализе можно обнаружить какие-то циклы. Однако, не считая его причисленным к родословной рок-музыки, мы не видим необходимости такого анализа и ограничимся лишь краткой характеристикой стиля.

До 1965 г., пока за внедрение элементов "фолка" всерьез не принялись рок-группы (о чем несколько позже) и течение не обрело осязаемые признаки, период его становления был отмечен тем, что ритмические приемы, получившие распространение в поп-музыке, стали использоваться для аранжировки народных мелодий. Собственно говоря, до этого рубежа (1965 г.) название у этой музыки было простое - "фолк" ("folk"). Признаками фолка как стиля были примерно такие: стоял (сидел) на сцене (большой или малый) человек (он или она, а иногда и тот, и другая) и пел под гитару песни (свои, народные или такого же другого человека). Таких людей еще называли бардами. Наиболее известными исполнителями американского фольклора до 60-х гг. являлись Вуди Гатри (Woody Guthrie) и Пит Сигер (Pete Seeger). От кантри-музыки фолк отличается тем, что, с одной стороны, кантри исполняется, как правило, коллективно (группой), фолк же, главным образом, - сольное исполнение, с другой стороны - географической привязкой (кантри, как упоминалось, - музыка "горных районов" и "центра" США).

В рассматриваемом периоде становления на фолк-сцене особенно преуспели Джоан Баэз (Joan Baez) и Боб Дилан (Bob Dylan). В последней трети двенадцатилетки, предшествующей 1965г., они уже были отмечены как яркие исполнители стиля: Дж.Баэз - за свой сильный и необыкновенно чистый голос и нестандартный подход к классическим балладам, Б.Дилан - за виртуозную игру па гармошке, ну и, естественно, за самобытную манеру исполнения бардовской песни. Дилан же вообще одна из самых легендарных личностей Америки. Как же без него?

Теперь проследим, в чем и как проявлял себя в эти годы мэйнстрим.

Блюзовое русло прошло в своем развитии две фазы по 36 лет - от сельского к городскому блюзу. В чем же выразилась его дальнейшая эволюция?

Рок-энциклопедист, автор ряда солидных справочников (в частности "Book Of Rock" и "Encyclopedya Of Rock") Nick Logan в одной из своих статей о блюзе пишет: "...только в конце пятидесятых стало появляться уникальное чикагское звучание, которое во многом свя-зано с приездом из Миссисиппи Мадди Уотерса, а также становлением компании "Chess" (в начале известной как "Aristokrat").

В Чикаго было неисчислимое множество маленьких студий звукозаписи, но именно "Chess" в большей степени послужила появлению музыкального стиля, начиная с ранних хитов Мадди Уотерса, Джимми Роджерса и др. (которые пришли на смену сначала мягкому звучанию в записях "Bluebird", блюзовой дочерней компании RСА и, в особенности, позднее - Биг Билла Брунзи), а затем в стенах "Termar Studios", принадлежащей "Chess", где на протяжении шестидесятых работали с черными музыкантами такие группы как ROLLING STONES и FLEETWOOD MAC..."5.

Из этой исторической справки, приведенной авторитетнейшим специалистом можно заключить, что примерно 1957 год (в цитате - конец 50-х) и знаменует новый этап в развитии блюзовой традиции. Видимо, блюз характерен тем, что будучи сначала ортодоксальным явлением музыкальной культуры, к третьей фазе своего развития он перерастает уже в интернациональное явление, приобретая свойство особого музыкального языка, или же, точнее, межнационального способа музыкального мышления. Белые и черные, афро-американцы и европейцы объединяются с помощью "языка блюза". Дальнейший анализ развития "чистого" блюза мы оставим, обращаясь к блюзовой теме, лишь в контексте основной темы. Выше мы отметили идущих в ногу теперь уже с британским мэйнстримом исполнителей за их значительные заслуги в "чикагском периоде блюза" (Чикаго становится как бы столицей мирового блюза); кроме уже упоминаемых, немалые заслуги имели и такие яркие мастера, как Sonny Boy Williamson-II, El-more James, Otis Rush и др.

Вызывает также серьезные раздумья и то обстоятельство, что в районе именно 1957 г. выдвигается плеяда белых исполнителей рок-н-ролла, которые по одному из признаков (авторство композиций) могут быть отнесены к разряду первых исполнителей рок-музыки, в том понимании, которое мы здесь проповедуем. Помимо приведенных ранее кратких портретов Бадди Холли, Джерри Ли Льюиса и Роя Орбисона, надо отметить еще пару таких знаменитых имен, как Эдди Кокрэйн и ЭВЕРЛИ БРАЗЕРС.

Первый своим творчеством и сценической манерой поведения оказал огромное влияние на все развитие рок-музыки. Его вещи неоднократно перепевались многими рок-исполнителями (включая БИТЛЗ). Всемирно известные его хиты "Sommertime Blues" и "C'mon Everybody" - входят в сокровищницу рок-н-ролла, а его короткая карьера (смерть в 1960 г. в автокатастрофе в 22 года), пожалуй, самая красивая в рок-н-ролле.

Братья Эверли самым существенным образом повлияли на почти всех балладствующих и дуэтствующих в рок-музыке: BEATLES, EAGLES, SIMON & GARFUNKEL, HOLLIES, BEACH BOYS, MAMAS & PAPAS и многих других. Идущие от кантри-энд-вестерн через рок-н-ролл и дальнейшее развитие традиций "ностальгически благоухающего рокабилли" - они были необычайно популярны у себя на родине, понимали их и в Европе.

Относить ли перечисленных исполнителей к той половине, что шла по графику британского мэйнстрима, либо же рассматривать их как "эволюционеров" чисто американской ветви - вопрос непростой: и после некоторого раздумья мы решили, что пускай остается некоторая "двоякость". В чем можно быть уверенным, так )то в том, что вряд ли в те годы этих ребят интересовало, куда их классифицируют. Они просто добросовестно топтали свою ниву, оставляя в ней свой "неизгладимый" (какое интересное слово) след.

Любопытно еще в плане очередного подтверждения того, что интерес к тем или иным музыкальным темам проявляется с завидной постоянной цикличностью, отметить следующее.

Записанная фирмой "Chess" знаменитая роковая тема "Suzie Q" была сочинена где-то в эпоху раннего рок-н-ролла (у нас есть основания предполагать, что в 1956 г.), ее автором является черный рокер Dale Hawkins. Другая знаменитая тема "I Put A Spell On You" - его однофамильцем по имени Screaming Jay Hawkins. В справочниках удалось откопать сведения, согласно которым первое гитарное соло на "Suzie Q" исполнил в 16-летнем возрасте некий James Burton в 1957 г. То есть видимо, где-то годом раньше тема родилась впервые.

Примерно через 12 лет обе темы были увековечены, но уже в качестве классики рока знаменитыми CREEDENCE на своем первом альбоме, вышедшем в 1968 г.

Волны интереса к рок-н-роллу и твисту также подвержены оной цикличности (о рок-н-ролле отдельно в последующем тексте). Так, например, "Let's Twist Again" в 1975 г входил в британский "Тор 10" (то есть, примерно, через 12-летку). А в 1988 г. за твист взялись рэпперы, и Чабби Чэкер выступил вместе с популярной тогда группой THE FAT BOYS: их версия "The Twist" попала в таблицы популярности и в Америке, и в Великобритании. (А прошло-то уже примерно два цикла по 12 лет от первичного твистового бума).

Да, уважаемые, все циклично в этом мире. И хочется даже спеть: "Как цикличен этот мир - посмотри-и-и-и...".


1См. статью "40 лет рок-н-роллу". - Московская правда, 1993, 28 апреля

2См.: Hoftnann H.P. Rock Interpreten Autoren Sachbegriffe. VEB Lied der Zeit, Musicverlag, Berlin, 1983, p. 200-201.

3См.: Ровесник, 1985, № 10.

4Ровесник, 1985, № 10, с. 30.

5Logan N. ...Book Of Rock, p. 69.



<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru