www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Глава 4
ЗОЛОТОЙ ПЕРИОД БРИТАНСКОГО РОКА
(1969-1981)

Истинные ценители рока, ушибленные поездом музыки, доставленной в те годы в нашу полузакрытую отчизну, с нами должны сейчас будут согласиться. Того музыкального материала, что был создан в годы двух первых четырехлеток второй мэйнстримов-ской 12-летки (и, в основном, на Британских островах), хватало, чтобы разгребать его и на протяжении, как минимум, последующих четырех лет. И это несмотря на то, что "у них" происходила уже "панковская революция", которую мы вроде как и не заметили тогда. Чуть ли не любой диск, чуть ли не любой группы, выпущенный в упоминаемом восьмилетнем отрезке приковывал пристальное внимание отечественных меломанов, еще и боялись - как бы не пропустить чего, и записывали все подряд, впрок, "чтобы было, а потом будет видно..." Однако, придерживаясь избранного нами (полунаучного) стиля изложения, постараемся, по возможности, избегать сантиментов.

Итак, к делу.

Начнем мы, пожалуй, с того, что волюнтаристски выстроим еще одну структуру. Руководствуясь афоризмом незабвенного Козьмы Пруткова - "никто не обнимет необъятного", - мы предпримем попытку из моря добротной британской рок-музыки "золотого периода" выделить оптимальную сумму (не в смысле арифметики) ее исполнителей, которая, на наш взгляд, полноценно смогла бы вобрать в себя основные проявления (стили) в музыкальном генезисе этого периода. Один из критериев, на которые мы будем опираться в нашем выборе, - это значимость вклада тех или иных исполнителей (порою нам и несимпатичных) в великое дело становления рок-музыки на планете. Другой критерий выбора - это, естественно, степень завоеванной ими популярности. (Оговоримся сразу, что достичь на 100 % объективности выбора все равно невозможно.) В результате такого поиска мы остановились на числе 36. (Само собой разумеется, что число может быть, к примеру, и 25, и 40, но, надеемся, вы уже улавливаете "магию" избранного нами числа.)

Прежде чем "вскрыть конверты", конкретизируем еще следующие аспекты.

Как упоминалось выше, развитие мирового рока к 70-м годам можно в общих чертах свести к шести наиболее заметным проявлениям: хард-року, арт-року, джаз-року, концептуальному, авангардному и электронному року. Повторим и то, что мы не претендуем на строгую точность классификации и формулировок (порою противоречивых и спорных), оставляя эту тему для профессионалов.

"По большому счету" можно заявить, что каждый из нижеперечисленных 36 исполнителей (сольных и коллективных) достоин того, чтобы считаться головным в самостоятельном направлении, число которых можно дробить и дробить. Однако все уместно, что в меру (а, может быть, и неуместно). Среди нижепредставленных более или менее отчетливо мы бы выделили исполнителей, творчество которых можно причислить в силу сложившихся признаков и формулировок лишь к хард-року и арт-року. Линия джаз-рока в "чистом виде" нашла свое генеральное развитие, как мы знаем, за океаном. Хотя некто нам уже известный под именем John McLaughlin (он же Mahavishnu) - все таки продукт, произросший в Англии. С известной долей условности представителями джаз-рока в этой связи, можно назвать исполнителей так наз. "британского блюза". Что касается концептуального и авангардного рока, то, опять-таки ограничиваясь перечнем "тридцати шести", можно заявить, что вряд ли оправдано считать, что кто-то из "перечня" исполняет исключительно концептуальный или авангардный рок. Объективно говоря, целый ряд исполнителей из "списка" можно "упрекнуть" в том, что они делают местами арт-рок, местами - авангард, а местами выступают как "концептуалисты" и поэтому объединение их в подгруппы будет довольно условным (мы здесь руководствуемся принципом " у кого чего больше").

И, наконец, если отвлечемся на электронный рок, то отметим, что он свое фундаментальное воплощение нашел в разработках главным образом немецких музыкантов, яркими представителями в этом направлении являются такие разработчики "космической музыки" как Klaus Schulze, Edgar Froese, Peter Baumann, прошедшие школу TANGERINE DREAM. Известность добыли также формирования ASH RA TEMPEL, POPOL YOH, AMON DUUL. Сюда же можно отнести и KRAFTWERK. Любопытно, что и по этой линии прослеживаются циклы (формулирование тенденции вырисовывается к 1969 г.). Однако надо заметить, что немцы, при всем при том, вооружились идеями, которые разрабатывались в английской "экспериментальной лаборатории" под названием "ранний PINK FLOYD".

Итак, 36 "номинантов" мы объединили в 12 троек и каждой из них дали определенное название (отчасти, мотивация такого волюнтаризма - удобство владения систематизированной информацией об исследуемом объекте).

Эти избранники - своего рода генералитет, в кругу которого существует и своя генеральская демократия. Они равны между собой, независимо от наших симпатий, главным образом по признаку высокого профессионализма своего творчества, а также тем, что имеют несомненные заслуги "в деле беззаветного служения музе" (подобно героям-генералам, служащим отечеству).

Теперь же "вскроем конверты" и назовем ЭТИ ИМЕНА.

Первые две тройки из хард-рока:

1. ТРИУМВИРАТ - LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, DEEP PURPLE.

2. ВТОРАЯ ХАРД-РОКОВАЯ ТРОЙКА - SLADE, NAZARETH, URIAH HEEP.

Дальше идут исполнители, у которых больше всего арт-рока.

3. АВАНГАРДИСТЫ - KING CRIMSON, GENTLE GIANT, VAN DER GRAAF GENERATOR.

4. МОНУМЕНТАЛИСТЫ - PINK FLOYD, YES, GENESIS.

5. КОНЦЕПТУАЛИСТЫ - JETHRO TULL, EMERSON LAKE PALMER, John McLaughlin

6. Тройка СИМФО-РОКА - PROCOL HARUM, ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA, SUPERTRAMP.

Направление, которое выделилось из арт-роковых и хард-роковых кругов и получившее название глэм-рок представляют:

7. ГЛЭМ-ТРОЙКА - Dawid Bowie, Marc Bolan & Т. REX, Alex Harvey.

8. Тройка АРТ-ГЛЭМА - QUEEN, IOcc, ROXY MUSIC.

Мэйнстримовскую линию блюза доносит до нас

9. Тройка БЛЮЗ-РОКА - John Mayall, Eric Clapton, FLEETWOOD MAC.

Далее идут рок-артисты, выступающие с сольными программами.

10. ИНДИВИДЫ ПОЮЩИЕ - Elton John, Rod Stewart, Cat Stevens.

11. ИНДИВИДЫ НЕПОЮЩИЕ - Rick Wakeman, Mike Oldfield, Brian Eno.

И, наконец, - те, чьи заслуги были оценены еще в предыдущей 12-летке, но остающиеся в фаворе и в следующей.

12. ШЕСТИДЕСЯТНИКИ - BEE GEES, WHO, ROLLING STONES.

Поскольку вышеназванные деятели представляли своего рода сливки рок-сообщества, то мы в последующем обзоре будем иногда выходить за рамки "золотого периода", тем самым заполняя некоторые пробелы в кратком обозрении двух периодов британского рока (см. главу 1).

В этом перечне мы сознательно не упоминаем "осколки" так наз. "империи БИТЛЗ", чья деятельность определяла предыдущий период. Развалившееся на четыре части коллективное божество, как известно, продолжало функционировать - но не оно уже определяло лицо "золотого периода", хотя , безусловно, деятельность каждого из БИТЛЗ (пусть Ринго и не очень) существенно дополняла многоцветную мозаику оттенками своего индивидуального творчества.



<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru