www.xsp.ru/sh/ Увлекательный структурный гороскоп

ИСПАНСКАЯ СОБАКА

Когда в Россию приехал испанский король, вдруг выяснилось, что у испанцев с русскими, оказывается, очень много общего. Опустив запутанные отношения с республиканской и франкистской Испанией, стали напирать на сходство национальных характеров. В разнеженной и ухоженной Европе суровому житию русского народа лишь испанцы могут противопоставить, да и то, наверное, в прошлом, не менее суровое бытие. Французы и итальянцы кажутся нам слишком легковесными, с немцами и англичанами слишком много различий. Вот и бросились искать родство с испанцами.

Как выяснилось, испанская королева - внучка (или правнучка) Николая II, многие испанские деятели, в частности знаменитый Сальвадор Дали, предпочитали именно русских жен. Сохранились кадры документальной кинохроники о том, как испанских детей грузили на пароходы и везли в Россию. Кстати, никто так не тяготел к социалистическим идеям, как испанцы (кроме русских). Можно вспомнить знаменитую "Гренаду" Михаила Светлова и действительно задуматься: так откуда же "у русского парня испанская грусть"?

Масса мелочей и подробностей выдает парадоксальное сходство русского или испанского характеров. Почему-то именно в Испании (а не в Италии или Франции) приживаются наши футболисты, в Испании осели многие деятели нашей культуры и даже целые оркестры. Почему-то кажется, что во всей Европе только Испания не заражена вирусом недоверия (презрения, брезгливости, оторопи) к русскому мужику.

Если действительно существует родство испанских и русских душ, то это достаточно странно. Ни климатически, ни исторически мы не близки. Не было у нас военных и религиозных союзов, не прощупываются единые генетические и языковые корни. Никогда Россия не говорила по-испански так, как говорила в XVIII веке по-немецки, в XIX веке по-французски, в XX - по-английски. Не числилась в любимицах в России испанская литература, мало что известно русским об испанской музыке, испанском кино. Испания не расставляет тут и там завлекательных идиллических картинок. Она скорее пугает, чем зазывает. Нет расчетливого немецкого порядка, нет легкой французской элегантности, нет утонченного английского аристократизма, а есть суровый, аскетический образ, странная любовь к "негуманному" убиению быков при большом стечении народа.

Тут стоит отвлечься и напомнить, что неродственных знаков, так же как и неродственных народов, очень мало. Если Россия обозначена знаком Лошади, то Франция (Коза) и Индия (Змея) родственны ей своим гуманизмом, любые имперские народы (те же англичане и евреи) близки своим замахом на решение вселенских проблем, нежеланием замыкаться в тесном мирке узконациональных целей и задач, американцы и немцы близки своим энергетическим типом, бодростью духа, способностью держать удар, отсутствием страха перед мрачными перспективами.

Японцы близки нам своей способностью быстро переучиваться, переходить от одного мира к другому, японцы и русские - идеальные ученики, очень самостоятельные, буквально все схватывающие на лету. Однако все степени родства меркнут перед родством в идеологической структуре, где в одну группу с Лошадью включены Собака и Тигр. Такое родство оставляет политических и идейных союзников.

Таким образом, на Востоке наш главный союзник Китай (Тигр), а на Западе - страны знака Собаки. Пока единственным претендентом на этот знак является Испания. Впрочем, говоря о союзе волевых знаков, необходимо помнить, что волевые знаки менее других склонны к панибратским отношениям. Свойство воли - пугать одним своим видом, заставлять других держать дистанцию. Особенно в этом преуспевают Китай и Россия. Китай пугает численностью своего населения, Россия - необъятностью своей территории. Ни Гитлер, ни Наполеон не думали завоевывать Россию целиком: слишком уж она велика. Точно также невозможно представить себе завоевание Китая с его миллиардным населением. А вот чем могла испугать потенциальных завоевателей маленькая Испания? Разве что своим Собачьим оскалом, показной суровостью, беспощадностью и даже жестокостью. (Что многие годы ей и удавалось.) От слов "инквизиция" и "конкистадоры" до сих пор веет ужасом. В действительности Испания пережила лишь одно нашествие (но очень легкое) - арабов, что, однако, не опровергает Собачий характер испанцев, а лишь подтверждает его, ибо если Собака кому и уступит, так только лишь своему векторному хозяину Петуху, представленному народами ислама (в данном случае арабами).

А вот взаимоотношения с векторным слугой (Бык-Германия) - пример совсем другого рода. Когда надо было усмирить республиканцев, франкисты не побрезговали помощью фашистов, когда же те пошли завоевывать Европу, увлекая за собой всех союзников, Испания объявила себя "невоюющей стороной".

Впервые мысль о том, что Испании соответствует знак Собаки, возникла после составления национальных поэтических списков. В Англии вовсю главенствовала Крыса, а Собака занимала последнее, двенадцатое место. Испанский список составлял Александр Кутинов, большой знаток и любитель национальной поэзии. В списке из 36 имен Собак оказалось восемь. Тигров (знак, во многом тождественный Собаке) - пять, остальные знаки (кроме Обезьяны - 4) представлены одним-двумя именами. Особенно удивительно, что среди аутсайдеров обнаружились признанные лидеры мировой поэзии - Кот и Дракон. В статье, посвященной испанской поэзии, А. Кутинов пишет: "...нельзя не сказать о так называемом "поколении 98 года", организации, ставившей целью открыть "спрятанную" Испанию: Испанию диких скал, ветреных пастбищ, народных песен и надрывных гитарных пассажей. Участниками объединения были Гарсия Лорка, Мануэль Мачадо, Ромасо Алонсо, Висенте Алейсандре (все родившиеся в год Собаки). Стоит ли удивляться, что лучшими переводчиками испанской поэзии на русский язык были также Собаки - Лозинский, Гилескул..."

Символ Собаки всегда был где-то на подхвате - то знаменитая "Собака на сене" Лопе де Вега, то не менее знаменитый "Андалузский пес" Буньюэля. Однако решающим, по сути дела убийственным, аргументом в пользу "собачести" Испании и "испанистости" Собаки стало не вытравимое национальное развлечение - коррида. Только нация, исполненная презрения к грубой силе, символом которой и является бык, может любить это странное развлечение. Бег быков, бег от быков, потом разжигание в быке дикой ярости и злобы, долгое изматывающее вальсирование и, наконец, холодное и яростное убийство.

Столь мощного векторного символа нет, пожалуй, ни у одного народа, и этого доказательства вполне хватило бы. Однако что проку в доказательствах национального знака, если бы этот знак не помогал нам понять характер нации. Что ж, знак Собаки многое проясняет в испанской истории. Говорят, что любой испанец больше католик, чем сам Папа Римский. Говорят также, что испанский язык создан для того, чтобы на нем говорить с Богом (на итальянском с женщиной, на немецком с врагом и т. д.). Теперь понятно, откуда это, - Собака не только ортодоксальный, но и фатальный знак, а стало быть, она не только тщательно соблюдает ритуалы (ортодоксальность), но и верит в Божественную волю (фатальность).

Испанцы считают себя народом основательным, совсем не легкомысленным и не таким уж горячим, какими их любят представлять. Они рассудительные, суровые, очень жесткие люди, серьезно относящиеся к жизни и смерти. Одним словом, настоящие Собаки. Испанцы - замечательные друзья, об этом писали большие любители испанцев Илья Эренбург и Эрнест Хемингуэй.

Что касается типа темперамента, то не будем забывать и о светловской "испанской грусти", и о самом великом литературном герое Испании - Рыцаре печального образа. Так что навряд ли испанцы такие уж весельчаки.

Для полноты картины нам обязательно нужно добавить несколько крупных фигур (кроме восьми поэтов), родившихся в год Собаки и чувствовавших себя в Испании особенно уверенно. Нам особенно хорошо известен Лопе де Вега: 73 года жизни, две тысячи пьес, двадцать поэм. Для Собак такая долгая и плодовитая жизнь удивительна. Наши Собаки (Лермонтов, Грибоедов, Карамзин, Щедрин) жили меньше. В кинематографе таким лидером стал Хуан Антонио Бардем, может быть, самый известный испанский режиссер.

И все-таки если спросить любого более-менее образованного человека, каких великих испанцев он знает, то вслед за Сервантесом, Колумбом и генералом Франко пойдет длинная череда живописцев, далеко не всегда Собак и не слишком склонных к натюрмортам и простым пейзажам. Эль Греко, Гойя, Пикассо, Дали - как они далеки от французского любования красотами природы. Именно в испанской живописи чувствуется напряженное и трагическое восприятие мира обостренным сознанием Собаки.

Еще один символ Испании внесен в наш мир французом Жоржем Визе (речь идет об опере "Кармен"). Стоит ли удивляться, что Визе родился в год Собаки. Найти "испанскую грусть" можно у многих Собак из других стран, например у нашего Николая Гумилева ("Путь конквистадоров").

В довершение небольшой прогноз: Испания еще не сказала своего главного слова в истории Европы, думается, она еще возглавит общеевропейские структуры, поставив на место двух огромных Быков (Германию и чересчур влезшие в европейские дела США). Так что: "Вива Испания!"