www.xsp.ru/sh/ Характер по знаку рождения

11. НЕПОВТОРИМОСТЬ ЗМЕИ

Змеи, как и прочие логики, великолепны в работе с временем и пространством. Но они, кроме того, умеют как никто оживлять, одушевлять мертвую материю, а потому в мультипликации они не имеют себе конкурентов.

Роль, сыгранная Змеями на "Сюзмультфильме" уникальна и беспрецедентна. Можно много говорить о вкусах и пристрастиях, но именно Змеи сняли все, без исключений лучшие мультфильмы.

Самый любимый из далекого детства - это Леонид Амальрик. Это он поставил "Серую шейку", "Волшебный магазин", "Снеговика-почтовика", "Про бегемота, который боялся прививок", "Терем-теремок", "Кошкин дом", "Дюймовочку".

В чем заслуга Змеи? А в том, чтобы без слащавости и сентиментов показать великую метаморфозу оживления мертвой материи.

В "Волшебном магазине" оживление происходит ночью, когда магазин закрывается. Разумеется магазин детский и оживают именно те, кому и положено оживать в детском воображении - куклы, игрушки. Оживлению подвергаются не только добрые персонажи, но и злые. Возникает конфликт.

Оживление в "Снеговике-почтовике" проведено более грамотно. Там есть ряд персонажей, как бы изначально живых, волк, собака, дед-мороз. Оживает в технологическом смысле только Снеговик. Он-то и становится главным объектом фильма. Его глаза, отлетающая голова, но главное его душа, его бесконечно доброе сердце, его безупречно выполненная миссия - доставленное в одну сторону письма и в обратную сторону елка. Финальная сцена как и в "Волшебном магазине" обратна анимации - мертвое вновь становится мертвым. Однако в остатке - победившее добро.

Следующим идет сверстник Амальрика Лев Атаманов. Его мультфильмы - все та же классика. "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Снежная королева", "Балерина на корабле", "Котенок по имени Гав". Это уже совершенной новый уровень. И речь не только о технике, которая поднялась на более высокий уровень, а о ранге решаемых задач.

Только метаморфоза может стать оправданием мультфильма, именно акт превращения централен в любом фильме. От этого невозможны мультипликационные сериалы, от этого (а не от нехватки денег и сил) так трудно идут полнометражники.

В "Аленьком цветочке" метаморфоза очевидна - чудовище с нежною душой выходит на грань смерти, практически умирает, но получает спасительный поцелуй девушки и происходит чудо (метаморфоза) - чудовище становится прекрасным принцем, вполне живым и здоровым.

Эстетически безупречна "Золотая антилопа". Специфика мультипликации в том, что убедительнее выглядят гротескные персонажи, максимально далекие от мелкой пластики человека. Но этот факт еще раз доказывает, что максимальный успех на пути оживления именно неживого. В "Антилопе" все люди словно зомби - жестокие, глупые, тупые. Ни в пример животным - тигры очень душевные, а антилопа просто светоч мудрости.

Со "Снежной королевой" еще легче - все же сюжет Бык (Андерсон) писал. В любом случае для анимации ситуация великолепнейшая оживить замороженного мальчика, вдохнуть душу в то, в что вложили лед и холод. Анимация.

И все же наибольший накал в "Балерине на корабле". Сюжет новый, нераскрученный, однако удивительно удачный. До катастрофы два враждебных мира - тонкий и воздушный мир балерины и грубый мир моряков. Однако приходит момент катастрофы, корабль должен погибнуть, но балерина своим прыжком спасает корабль, метаморфоза осуществляется, грубая материя одушевляется моряки становятся нежными и трепетными. Ну а кроме того, еще и мир воцаряется.

На 12 лет младше Атаманова и Амальрика великий и могучий Федор Хитрук. "Каникулы Бонифация", "Винни Пух", "История одного преступления", "Фильм, фильм, фильм!" - может быть лучшие мультики в истории человечества.

В "Каникулах Бонифация" главная метаморфоза рассеяна мелким бисером по всему фильму, грозный и громогласный лев на поверку оказался безотказным добряком. На этом контрасте все и построено. Что касается финального чуда, без которого мультфильм, как уже сказано, не возможен, то золотая рыбка, символизирующая мечту, все же была поймана.

"Винни-Пух" - три серии, три метаморфозы. Причем катастрофичность во всех трех сериях накапливается медленно, исподволь, а разрешается ко всеобщему восторгу мгновенно и очень празднично. В первом случае медвежонок медленно и планомерно объедается двигаясь к катастрофе узкой кроличьей норы, во втором случае также катастрофично он идет на съедение пчелам, в третьем случае катастрофа ждет Иа-Иа, ибо в собственный день рождения он остается без хвоста, друзей и подарков. Каждый раз случается чудо и рождается праздник и переход на более высокий уровень. Что касается анимации, то ничего более живого, чем нарисованный Хитруком и озвученный Леоновым медвжонок и придумать трудно.

"История одного преступления" - редкий случай омертвления в змеиной мультипликации. Здесь та самая предварительная работа Змеи - "мертвые души" разъяты на части и проклассифицированы - фильм о черствости, омертвелости, гимн всех "жаворонков" обиженных ночными бдениями "сов" и всех "сов" обиженных утренними похождениями "жаворонков".

Еще 12 лет и рождается Борис Степанцев. "Вовка в тридевятом царстве", "Карлсон". Никакого снижения уровня. Безупречная работа.

1941 год дает целую плеяду величайших аниматоров человечества. Юрий Норштейн - "Ежик в тумане". "Сказка сказок", "Шинель". Валерий Угаров - "Халиф-аист", "На задней парте". Эдуард Назаров - "Принцесса и людоед", "Жил- был пес", "Волшебное кольцо", "Волшебные карты". Гарри Бардин - "Красная шапочка". В 1965 году родился Константин Бронзит снявший "Алешу Поповича и Тугарина Змея".

Великая сверхидея Змеи: разъять живое на части, а потом собрать эти части в единое целое в других видах деятельности удалась лишь наполовину. Гоголь сумел разъять русского человека в "Мертвых душах" на составляющие, но собрать отдельные куски в целое не сумел и сжег вторую часть "Мертвых душ". Не склеилось. Пикассо разобрав человека на части ("кубизм") взялся собирать, но собрал ли? Великий Гете оживил ли мертвую материю Фауста? А вот мультипликаторы Змеи реально оживили мертвую материю, создав светлый и радостный мир одухотворенных гвоздей, пластилиновых боксеров. Где достоевщина, бодлеровский смрад, где вороны Эдгара По, где некрасовские стоны? Их нет, Змея больше не болеет, она здорова и радостна, а вместе с ней оживают наши души. Тот кто повергал нас в тоску кромешную, тот из нее и вытащит.

P.S. Чтобы совсем уж не выглядеть националистами вспомним о великом французском аниматоре Поле Гримо. Родился он 23 марта 1905 года. Фактически стал отцом французской школы анимации, воспитав почти всех ведущих аниматоров. Поставил несколько мультшедевров: "Похититель громоотводов", "Маленький солдат", "Пастушка и трубочист", "Король и птица" и другие.

12. ГЕНИАЛЬНОСТЬ ЗМЕИ

Змея очень разносторонний, необыкновенно талантливый, да еще и везучий знак, а потому может быть представлена во всех видах деятельности человека. Между тем очевидные преимущества у этого знака в медицине, живописи, прозе, военном деле, ну и, конечно же, мультипликации. Странным кажется отсутствие Змей среди великих конструкторов.

Среди полководцев много звучных имен: Гай Юлий Цезарь, Алексей Орлов-Чесменский, Петр Румянцев-Задунайский, Иван Дибич-Забалканский, Михаил Барклай де Толли, Михаил Тухачевский.

В политике роль и значение Змеи не столь очевидно и однозначно. Мао Цзэдун и Махатма Ганди, Авраам Линкольн и Джон Кеннеди, Алексей Тишайший и Александр III Миротворец.

А вот в литературе Змея безусловный лидер, не уступающий ни одному другому знаку. Хотя стоит сказать, что далеко не всем по душе мрачность некоторых Змей. И все же такие титаны как Иоганн Вольфганг Гете, Николай Гоголь и Федор Достоевский поднимают знак на недосягаемую высоту. А ведь еще Эдгар По и Шарль Бодлер, Фазиль Искандер и Сергей Довлатов, Николай Некрасов и Владимир Маяковский, Альфред Теннисон и

Стефан Цвейг, Василий Гроссман, Гюстав Флобер. Артур Кларк, Генрих Белль.

В кинематографе Змея представляет тот фланг искусства, который более всего думает не о спецэффектах и фактуре съемочного материала, а о человеческих отношениях, притягивает кино к литературе. Здесь Джузеппе де Сантис и Бернардо Бертолуччи, Яков Протазанов и Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев и Роман Балаян.

В науке Змею несколько заносит, хотя звучность имен буквально завораживает: Николай Коперник и Пьер Лаплас, Чарльз Дарвин и Эдуард Циолковский, Владимир Бехтерев и Илья Мечников.

В живописи, в общем-то не так густо как ожидалось. Якоб Йорданс, Хуан Миро, Пабло Пикассо, Филипп Малявин.

То же можно сказать и о музыке. Имен не много и не так уж они и высоки. Александр Бородин, Франц Шуберт, Иоганнес Брамс.