www.xsp.ru/sh/ Путь рока

Глава 2
ИСТОКИ РОКА

  Эту главу могут не читать те, кто мало интересуется джазом или кого утомляют поиски первопричины.
Администрация

В свое время великий мудрец М.В. Ломоносов изрек примерно такую мысль: в природе ничего ниоткуда не берется и бесследно не исчезает, - с чем, естественно, нельзя не согласиться. Так вот, поскольку рок-музыка (как и всякая иная музыка) представляет собой физическую реальность, постольку и у нее есть свои близкие и дальние источники. Другими словами (а точнее говоря, библейскими) эта истина может быть сформулирована и так: "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иосифа..." И хотя рок-музыка свое классическое воплощение обрела на Британских островах, поиски корней этого явления (природы) неизбежно приводят в Северную Америку, а если копать глубже, - то и в саму Африку.

Здесь мы не будем ставить задачу рыть до самого Адама, остановимся лишь на тех очевидных предках рока как музыкального явления, на предмет которых у многочисленных исследователей-музыковедов уже определилось единое мнение. Акцентируем Ваше внимание на том, что даже общепринятая периодизация в развитии фундаментальных музыкальных направлений, приведшем в итоге к появлению рок-музыки, лишь подтверждает, с одной стороны, верность теории структурного гороскопа (его исторической структуры), а с другой стороны, ею же и объясняется.

Итак, краткая схема возникновения рока или же генеалогическое его древо (см.схему):

О скиффл как о британском источнике, уже говорилось в первой главе.

Ближайшим источником по американской линии, как видно из схемы, является ритм-энд-блюз, сформировавшийся как самостоятельное течение к середине 40-х гг. (рок-н-ролл - производная от ритм-энд-блюза, о чем подробнее в следующей главе).

Теперь пойдем с другого конца, то есть с начала. (Как не вспомнить афоризм Козьмы Пруткова: "Где же начало того конца, которым оканчивается начало?") Попытаемся, не забираясь в дебри, найти отправные пункты, знаменующие начало исходных составляющих так наз. традиционного джаза. А таких основных составляющих, как видно из схемы, - три. Историю маршей мы сознательно опустим - все таки они дальше стоят от рока. Оставшиеся две являются уже сами по себе формами раннего (архаического) джаза, в то же время оставаясь и самостоятельными жанрами.

В определении ключевых дат в истории джаза мы предпочитаем ссылаться на данные одного из авторитетнейших исследователей джаза Джеймса Линкольна Коллиера, содержащиеся в его труде "Становление джаза". "Джаз продолжает оказывать влияние на всю современную музыку, - пишет Д.Л.Коллиер. - Рок, фанк и соул, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки, заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки"1. Как можно возразить этому, если так оно и есть?

Отметим сразу, что в джазе непосредственно сливаются европейская и африканская музыкальные традиции, то есть синтезируется музыка "белых" и "черных". Их в известной мере противостояние и синтез отражаются на всем процессе развития как джазовой, так и рок-культуры, образуя в результате многочисленные стилевые ответвления.

Блюз был и остается до сих пор краеугольным камнем джаза, и его корни уходят глубоко в XVIII и в XVII века (а если копать дальше, то естественно, в Африку), но не меньшую роль в становлении раннего джаза сыграл регтайм - другой вид негритянской музыки, который развился примерно в то же время, что и блюз.


1Коллиер Д.Л. Становление джаза. М.: "Радуга", 1984, с. 14.