www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Версия для печати
Григорий Кваша
«Наука и религия» № 8, 2013г.
Продолжение. Начало в «Наука и религия» № 5, 2013г. Знаки имиджа

Рыцарь

Это тот, кто имеет в своём гороскопе одно из 22 сочетаний:Крыса (Водолей, Близнецы), Бык (Рыбы, Рак), Тигр (Овен, Лев), Кот (Телец, Дева), Дракон (Близнецы, Весы), Змея (Рак), Лошадь (Лев, Стрелец), Коза (Козерог), Обезьяна (Весы, Водолей), Петух (Скорпион, Рыбы), Собака (Стрелец, Овен), Кабан (Козерог, Телец).

В отличие от имиджей, о которых уже шла речь, Рыцари не должны становиться коллективными игроками, они призваны искать своё поприще в кабинетной тиши и могут позволить себе заявить, что единственная настоящая роскошь – роскошь одиночества.

Благородный рыцарь Ихтиандр (В.Коренев) со своей прекрасной дамой Гуттиэре (А.Вертинская)   Название имиджа. В мужском варианте Рыцарь утвердился сразу и прочно. А вот с женским вариантом было сложнее, как-то непривычно звучит слово «Рыцарь» в отношении женщины. Впрочем, постепенно становилось ясно, что если основа имиджа – это свершение подвига, благородство помыслов и определённая социальная отстранённость, постепенно название приживётся и для женщин.

На сегодняшний день ситуация такова, что в обозначении имиджа используется только мужской род, никаких Шутих, Королев, Аристократок и «Вождих»…

Социальный экватор. Оставив в тылу имиджи Аристократа, Профессора и Вождя, мы вынуждены провести некую революцию в своём сознании. Какую же? С одной стороны, теория утверждает, что точное определение имиджа даёт человеку мощный социальный импульс, помогает сделать стремительную карьеру именно благодаря общественной поддержке. С другой стороны, носителям имиджей Рыцаря, Шута и Короля рекомендуется поведение во многом асоциальное. В любом случае, в командные игроки они никак не годятся и потому в том или ином смысле Рыцари – социальные изгои.

Налицо противоречие: теория рекомендует своим правильным поведением «угождать» обществу и в то же время это же самое общество всем своим поведением игнорировать. Как это совмещается? Очень просто: представители так называемых изгойских имиджей окажут обществу большую услугу, если освободят его от своего постоянного и подчас назойливого присутствия и уйдут в начальники или отшельники.

Таким образом, речь теперь пойдёт не столько о мастерстве общения с народом, сколько о мастерском уклонении от народных объятий. Парадоксально, но актуально.

Руководители божьей милостью. Вопрос актуальный во все времена: надо ли любить начальство? Если начальник Аристократ, Профессор или Вождь, то – да! Таким начальникам необходима народная любовь. И в этом смысле они оказываются её заложниками. Хочешь – не хочешь, а надо угождать подчинённым. Начальник-изгой (Рыцарь, Шут, Король) – другое дело! Он не нагружает себя изучением реакций подчинённых. Он получает право на руководство в интересах дела, а не в сиюминутных и, как правило, примитивных интересах людей.

Ситуация с Рыцарями выделяется из прочих ещё и тем, что они обычно очень расположены к народу и желают ему процветания. Но при этом никакого популизма или потакания преходящим, повседневным желаниям, а только стратегические и далеко идущие планы.

И тут начинаются сплошные парадоксы… Рыцари – безусловно, лучшие руководители, прирождённые стратеги, педагоги величайшие, об этом свидетельствует вся мировая история. Но признать этот факт многим людям очень и очень трудно именно по той причине, что Рыцари никогда не стремились ни льстить народу, ни угождать ему, а лишь воспитывать… Мало кому такое понравится…

Педагогические манеры Рыцарей (ну просто как у школьных учителей) ни в какие времена не добавляли им популярности. Уроки, задания, а главное – постоянный контроль, с «вызовом к доске» всех подряд, невзирая на чины и заслуги…

Может показаться, что Рыцарь, как великий руководитель, обязательно пламенный трибун. Действительно, Фидель Кастро (Тигр, Лев) или Уго Чавес (Лошадь, Лев) достигли в этом большого мастерства. Но это скорее дань национальной специфике и второй (революционной) фазе, в которой от лидера нации требуется особый дар взаимодействия именно с толпой. Уинстон Черчилль (Собака, Стрелец), правивший Британией во второй фазе, также был искусным оратором. То же – с Петром I (Крыса, Близнецы) или Иосипом Броз Тито (Дракон, Близнецы)… А вот Владимиру Путину (Дракон, Весы) особый ораторский дар ни к чему, на дворе у нас фаза четвёртая (освободительная).

Для Рыцаря важны не слова, а дела. Уметь дать задание и уметь спросить – вот главное. А ещё важнее – в ручном режиме разруливать самые запутанные ситуации, никому не перепоручая вопросы дисциплины в государстве. Помирить разругавшихся олигархов, из-за ссоры которых остановилась жизнь в моногороде, попросить губернатора решить свои семейные проблемы… Путину ставят в вину «ручной» стиль управления страной. Но это напрасное обвинение – именно так управляют своим делом Рыцари. Так управляют своим миром школьные учителя, которые любят своих учеников, но – по определению – не могут им доверять.

Образы Рыцаря в кино. Рыцарей не назовёшь великими актёрами – ни в жизни, ни на экране людям этого имиджа не дано играть чужие состояния. Максимум, чего может достигнуть Рыцарь,?– это до известной степени раскрыть свою истинную суть – благородство, чудаковатость (всякий благородный человек отчасти чудак в нашем не слишком благородном мире), а иногда и откровенно патологическое состояние.

Идеален в этом смысле, наверное, образ Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» в исполнении Владимира Коренева (Дракон, Близнецы). Благороден ли Ихтиандр? Да, безусловно! Даже в сравнении с самыми лучшими из лучших людей он всегда оказывается ещё более честным, последовательным и простодушным… Но не слишком ли много у него благородства? Не является ли весь этот набор положительного укором для остальных героев? Такое безгрешное существо обязательно следовало утопить, дабы другим жилось спокойнее. После чего объявить его чудаком, а ещё лучше – сумасшедшим. Именно в такой атмосфере приходится жить многим Рыцарям в нашем социально-тусовочном мире: их подвиги, их нестерпимая для толпы чистота должны быть объявлены чудачеством и сумасшествием.

Когда в кино ставится задача показать иное существо, человека не от мира сего, то практически всегда выручают актёры с имиджем Рыцаря. Американский аналог нашего Ихтиандра – это Тарзан в исполнении Джонни Вайсмюллера (Дракон, Близнецы). Или вот девчоночий вариант инопланетности: в Америке – это чудовищно странная девочка Венсди в гениальной «Семейке Адамс» в исполнении Кристины Риччи (Обезьяна, Водолей). У нас всё гораздо светлее, просто «Гостья из будущего» – Алиса Селезнёва, иная во всём в исполнении Натальи Гусевой (Крыса, Водолей). Из уникальных «инопланетян» кино можно ещё упомянуть наделавший в своё время много шума фильм «Господин оформитель», в котором потрясающе сыграла одушевлённую куклу Анна Демьяненко (Собака, Овен).

Впрочем, не стоит рождённых в гороскопе Рыцаря призывать превращаться в инопланетян. Для их имиджа вполне достаточно лёгкой странности, помноженной на большое благородство. И вот уже рождается благороднейший образ Пьера Бузухова. Разумеется, в исполнении Сергея Бондарчука (Обезьяна, Весы). Ещё более странный, но не менее благородный вариант из русской классики – князь Мышкин, тот самый Идиот, в очень подробном и тщательном исполнении Евгения Миронова (Лошадь, Стрелец).

Менее пафосный и близкий к народному сознанию образ создан Андреем Мартыновым (Петух, Скорпион), сыгравшим старшину Васкова («А зори здесь тихие»). Вот уж воистину и строгий педагог, и чуть ли не нянька для своих «девочек». Более заботливого и доброго персонажа, буквально растворяющегося в своих подопечных, в кино, пожалуй, не найти.

Казалось бы, картина исчерпывающая, разве что ощущается некоторая нехватка женских персонажей. А ведь женщинам для имиджа даже более, чем мужчинам, нужны киношные образцы, которым можно подражать. Действительно, в чём женское благородство, что за подвиг совершают женщины-Рыцари? Пусть кино научит, пусть даст ориентиры… Вот, к примеру, «Бриллиантовая рука» – комедия, конечно, но ведь «сказка ложь, да в ней намёк»… Надежда Ивановна Горбункова в исполнении Нины Гребешковой (Лошадь, Стрелец) не просто жена, она героиня: отказалась от шубы ради того, чтобы муж… посмотрел мир! И какое благородство!

В фильме «Высота» Катя Петрашень в исполнении Инны Макаровой (Тигр, Лев) максимально достоверна в своей преданности и заботе. Такая и калеку на ноги поставит. В более близком к нашему времени фильме («Забытая мелодия для флейты») медсестра Лида совершает максимально возможный для человека подвиг: вытаскивая с того света любимого человека, ничего не приобретает взамен. Чем не классически рыцарское поведение?

Вспомним и телесериал «Каменская», в котором так заметны доброта, забота о людях и самоотвержение главной героини в исполнении Елены Яковлевой (Бык, Рыбы).

Великий педагог Януш Корчак со своими воспитанниками – рыцарь детского образа до последнего вздоха   Режиссура благородства. Говоря об актёрских работах Рыцарей, мы всё же рискуем ошибиться: ведь актёр – существо подневольное, что ему велит режиссёр, то он и играет. Более того, актёры сплошь и рядом пытаются играть против своей натуры, хотя бы потому, что элементарно устают от одного и того же амплуа. Они даже готовы рискнуть успехом, пытаясь расширить свой актёрский диапазон. Другое дело режиссёр, его всё же не так легко заставить снимать то, что противоречит его натуре. И в этом смысле обычный перечень режиссёрских работ уверенно покажет нам истинное лицо Рыцаря.

Упомянутый выше Сергей Бондарчук снял «Отелло», «Войну и мир»…

Владимир Меньшов (Кот, Дева) снял «Зависть богов», «Любовь и голуби» и, конечно же, энциклопедию любви по-советски – «Москва слезам не верит»…

Александр Зархи (Обезьяна, Водолей) снял упомянутую выше «Высоту», «Анну Каренину», «Города и годы»…

Станислав Ростоцкий (Собака, Овен) соединил в себе сразу все грани Рыцаря. Его фильмы про Учителей с большой буквы, про истинное благородство, про святую любовь: «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Чёрное ухо», «Эскадрон гусар летучих»…

Возвращаемся к педагогике. И всё же вопрос о педагогическом гении Рыцаря остаётся открытым. Кого, собственно, считать прирождёнными воспитателями и педагогами? Теоретиков педагогики? Вряд ли! Теоретические разработки обычно далеки от реальности. Создателей научных или театральных школ? Но ведь наука и искусство всего лишь собирает и группирует тех, кто уже был сформирован кем-то другим, дома и в школе. Так что поиск педагогических гениев – дело непростое. Есть, впрочем, несколько примеров, не требующих особых комментариев.

Януш Корчак (Тигр, Лев) – педагог-теоретик, замечательный детский писатель, человек великой души и великого педагогического дара… Он несколько раз отказывался от личного спасения, всегда готовый вместе со своими воспитанниками принять смерть в газовой камере.

Невозможно не упомянуть композитора Антонио Саль­ери (Лошадь, Лев), вошедшего в историю чуть ли не отравителем Моцарта, завистником и бездарью. На самом деле был он очень успешным (хоть и не гениальным) композитором и замечательным педагогом. Главным своим учителем считал его великий Бетховен. Шуберт в юности посвятил ему стихи: «Лучший, добрейший!/Славный, мудрейший!/Пока во мне есть чувство,/Пока люблю искусство,/Тебе с любовью принесу/И вдохновенье, и слезу./Подобен богу ты во всём,/Велик и сердцем, и умом./Ты в ангелы мне дан судьбой./Тревожу бога я мольбой,/Чтоб жил на свете сотни лет/На радость всем наш общий дед!» Его учениками были также Ференц Лист, Жак Мейербер и многие другие великие композиторы…*

Мировое актёрское братство чтит двух своих великих учителей: Михаила Чехова (Кот, Дева) и Константина Станиславского (Кабан, Козерог). Их давно уже нет в живых, а они по-прежнему учат актёров играть достоверно.

* Стоит, однако, отметить, что Сальери загубил карьеру своего «лучшего ученика» Шуберта, отвергнув его кандидатуру для работы в оперном театре. Шуберт бедствовал и умер в нищете. – Ред.

Продолжение в № 09 2013г. Шут




У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru