www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Наука и религия» № 12, декабрь 2018 г.

Обратная логика

Идея повторов и циклов в истории существует издревле. В наличии исторических ритмов и циклов были уверены древние китайцы, не сомневаются современные американцы (свидетельством тому книга Артура Шлезингера "Циклы американской истории"). Ничего парадоксального в этом нет: человек - существо циклическое, особенно если речь идёт о жителях средней полосы, которым хорошо знакомы суточные ритмы (не совсем ясные для жителей Заполярья), а также годовые ритмы (не ясные для жителей тропиков).

Однако, начиная работать с циклическими процессами, историк неизбежно увлекается природными аналогиями, рискуя потерять самое главное - представление о смысле истории, о траектории исторического развития. В самом деле, если за утром всегда следует день, за днём вечер... Если за летом всегда приходит осень... Циклы в природе, циклы в истории... В чём смысл? Где движение? И если древний китаец вполне был бы удовлетворен таким положением дел, то для европейца движение по кругу выглядит невозможным, ему ближе идеи прогресса, прорыв к какому-нибудь раю на Земле (например, "Город Солнца"), либо идея катастрофы ("Закат Европы" или "Конец истории").

Что касается Теоретической истории, то рассматривая непрерывные ритмы (Запад, Восток), мы вынуждены признать, что определенная историческая пробуксовка действительно происходит. Если не слишком напрягаться, то мотив повтора становится решающим. Автор, например, издал книгу "Французский метроном", в которой с удовольствием описал шесть подряд 144-летних циклов Франции с неизбежными повторами туманных поисков в первых фазах, жестких, но величественных правителей во вторых фазах, коллективного творчества третьих фаз и неизбежной вольницы четвёртых фаз.

И всё же - да здравствует прогресс! Ход человеческой истории всего лишь напоминает природные циклические повторы, по сути же прямо противоположен им. И если природные циклы, настроенные на самовоспроизведение, мы вправе отнести к т.н. Прямой логике, понятной нашему обыденному сознанию, то исторические циклы мы будем отнести к т. н. Обратной логике, идущей как бы против законов природы*.

Сразу принять и признать Обратную логику не легко, она противоречит всем нашим бытовым представлениям. Очень трудно поверить, что нагревание приводит к замерзанию, а охлаждение ведёт к разогреву и взрыву. Однако, настоящая наука (физика) не пытается судорожно цепляться за бытовые аналогии и с удовольствием принимает самые дикие абстракции, лишь бы они помогли качественно описывать реальный эксперимент. Открывать абстрактные парадоксы мучительно трудно, но физики сумели взять себя в руки и перебороли древнюю веру в подобие, чего нельзя сказать об историках.

Может и не была бы никогда открыта Обратная логика, если бы не очевидная необходимость нумерации фаз (36-летий) для изолированных 144-летних циклов Империи. В самом деле, если ритм Востока или Запада идёт непрерывно, то нет никакой необходимости определять номера 36-летних фаз. За четвёртой фазой следует первая... Если никакого разрыва между циклами нет (а его действительно нет), то в чём смысл этих номеров, фазы "бегают" по кругу и кто там первый, а кто последний - не разобрать, да это и неважно.

Совсем другое дело Империя, её цикл изолирован, очевидно, что сначала идёт первая фаза, затем вторая, третья и на закуску - четвёртая. Стало быть, начинать изучение фазовых качеств надо были именно с Империи. Тем более что в её циклах исторический процесс всегда идёт очень мощно и напряженно, с ярко очерченной логикой. Можно уверенно утверждать, что в Имперских циклах всегда есть очень чёткий смысл, в отличие от циклов Востока и Запада, среди которых попадаются блеклые и вялые, с некоторым застоем и даже деградацией.

Разумеется, что автор, как и тысячи других исследователей, также находился в плену природных аналогий и вначале предположил, что первая фаза - это планирование, светлое утро, весна, время посева. Вторая фаза - время большого труда, полдень, лето, яркое и плодотворное. Третья фаза - сбор урожая и четвёртая фаза - "проедание" собранного в третьей фазе изобильного урожая. Логично, грамотно и вполне соответствует нашим представлениям о природных циклических процессах. Впрочем, как вскоре выяснилось, к исторической действительности такая логика никакого отношения не имеет.

1.

Для начала, вспомним о самых знаменитых вторых Имперских фазах: ленинско-сталинская фаза (1917-1953) Четвёртой России и петровская фаза (1689-1725) Третьей России.

Страшные, чёрные времена! Эти фазы уж никак не сравнишь с летом или ясным днём. Создавалось в эти времена гораздо меньше чем разрушалось. При Сталине были построены величественные московские высотки, но москвичи жили в бесконечных коммуналках, иногда по 5-10 человек в комнате. Генералиссимус выиграл самую великую войну в мировой истории, но страна лежала в руинах. Величие было, но всё в гари и копоти. Фильмов снято мало, книги были, и очень даже неплохие, но всё больше под запретом. Наука ограниченная и вся в основном в т. н. шарашках Где свет? Где солнце?

Петр Великий - царь-плотник и царь-зубодёр. Заложил будущую блестящую столицу, но сам её блеска не увидел. При Петре почти ничего ещё не было в Санкт-Петербурге построено. Разве что Петропавловская крепость... Ни науки, ни какой-то особенной культуры. Сумрак и серость. Пётр также одержал великую победу, одним ударом разгромив великую Шведскую державу. Но победа эта выглядела довольно случайно, великий Российский флот и великая Российская армия - всё это было впереди. Прутский поход (1711), например, чудом не закончился полной катастрофой. Если ничего не знать о великих последствиях петровских реформ, то вполне можно было бы считать его правителем-неудачником. Разваленные финансы, погубленные при строительстве столицы люди, всеобщая нищета. Да и сама атмосфера его правления была гнетущей, рушились многовековые устои, что могло радовать только очень дальнозорких людей.

Кстати, о сходстве петровского и ленинско-сталинского времени. Оно настолько очевидно и так бросается в глаза, что об этом писали очень многие. В том числе поэт Максимилиан Волошин:

  Великий Петр был первый большевик,
Замысливший Россию перебросить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям.
...
Дворянство было первым Р.К.П. -
Опричниною, гвардией, жандармом,
И парником для ранних овощей.

Совсем другое дело хрущевско-брежневская (1953-1989) третья фаза. Всё цветёт, жужжит, летает, созревает. Фантастически расцветает кинематограф. Малокартинье сталинских времен практически мгновенно превращается в могучий творческий взрыв. До сих пор данное явление не оценено по настоящему. Снятые за эти 36 лет шедевры мы смотрим до сих пор, после 1989 года почти ничего интересного в кино не появилось. Но ведь ровно такие же процессы шли в науке, конструировании, строительстве. Наука поднялась на два порядка, редкая лаборатория не превратилась в институт, наукограды появлялись как грибы после дождя. Сказочные перемены в жилищном строительстве. Родилось и вышло в мировые лидеры гражданское авиастроение, родилась и захватила пьедестал космонавтика... Перечислять можно долго, масштабы преобразований просто поражают.

Конечно, задним числом всё это можно объяснить отсутствием войн, мол никто нас не трогал, вот и поднялись. Но ведь хотели тронуть, тот же кризис 1962 года. Хотели, но не посмели. Словом, абсолютное лето! Впрочем, не без недостатков. Удивительно, но по сравнению со второй фазой государство провалило то, что теперь называется государственным имиджем. Сказочно расцветала жизнь, но лидеры выглядели смешно (что Хрущев, что Брежнев, что Черненко), элита (партноменклатура) неуклюжая, дачно-колхозная. Лето, не до пиара... Выращиваемый урожай скорее маскируется. То ли от сглаза, то ли от конкурентов.

В абсолютной аналогии к брежневскому застою воспринимаются времена Елизаветы Петровны. Они, по факту, были много успешнее, чем при великом отце. Да, возможно личность Елизаветы не производила такого грандиозного впечатления как отец, всё делавший своими руками, носившийся как ураган по верфям и заводам. Она ведь больше по балам специализировалась. Но при этом армия воевала намного чаще и успешнее, чем при Петре. Мощь России выросла многократно. Ни Польша, ни Турция, ни Швеция были империи уже не соперники. Разве что внезапно поднявшаяся Пруссия, которая, впрочем, была в последние годы Елизаветой разбита. Родились и бурно развивались наука и образование (Иван Шувалов, Кирилл Разумовский, Михаил Ломоносов) Но вновь, как и о временах Брежнева остался в памяти образ благополучной, хотя и неспешной жизни. Что ж, и это про лето.

Если наша странная "игра в сезоны" имеет какое-то отношение к правде, то первая фаза - это Зима (ночь), а четвертая фаза - Весна (утро). И в самом деле, если Четвёртая Россия (1881-2025) - это по большей части гигантский промышленный монстр с высокообразованным индустриальным народом, то первая фаза (1881-1917) смотрится очень странно с малограмотным крестьянским населением. Это конечно же, ночь, зима. Кстати, про времена Александра Третьего многие так и говорили: время остановилось, как собственно оно останавливается зимой или ночью. Россию по рецепту Победоносцева "подморозили". Экономика росла, но политика, идеология, армия удручающе законсервировались, что собственно и привело к социальному взрыву, сначала в 1905, а затем (окончательно) в 1917 году.

Труднее понять откуда взялся взрыв Петра Первого и его молодых соратников. Немецкая слобода взрастившая "первых большевиков" была ничем не хуже социалистов XIX века, взрастившая наших реформаторов-разрушителей. Эта слобода рождала беспокойство, мол, Европа убегает далеко вперед и пора её догонять. В любом случае времена Алексея Тишайшего и царевны Софьи вполне уместно сравнить с блужданием во тьме.

Теперь четвёртая фаза - Весна (утро). Начнём с фазы Екатерины II (1761-1797). Сейчас нам понятно, что это было началом блестящего века императорской, дворянской России. Утро России Путинской пока ещё в тумане, но солнышко встаёт, то, что Россия - Ноев ковчег в стремительно утопающем мире, ясно уже очень и очень многим.

2.

А зачем нам собственно знать в какой последовательности идут 36-летние сезоны внутри цикла? Лето за осенью или осень за летом? Тем более, что все эти сезоны - материя тонкая и трудноуловимая. На деле это крайне важная тема: ведь если история идёт наоборот, против природной логики, то все попытки постижения истории через выстраивание причинно-следственных цепочек - грубая ошибка.

Реальный исторический процесс подобен придуманной братьями Стругацкими дискретной контрамоции, когда, столкнувшись с границей фазы, мы переходим не в следующее пространство, а в предыдущее. Из поздней зимы переходим в раннюю осень, из поздней осени в раннее лето... Но самое фантастичное: из позднего лета, почти осени, - в раннюю весну. Температурная разница невелика, но какой разворот по смыслу!

Признание Обратной логики должно раз и навсегда пресечь попытки историков и политологов всюду видеть чьи-то происки, заговоры, какую-то злую волю в революционных фазовых переходах. Невозможно извне сконструировать революцию в мире, развивающемся в Обратной логике. Можно что-то подправить внутри фазы, но ничего не поделаешь при переходе из фазы в фазу. Ибо видимые и реальные процессы идут в разные стороны. Внешнему игроку кажется, что он разваливает страну, а на деле укрепляет её и т. д.

Не последним доказательством неявного течения истории является победа "неожиданных" лидеров. Кто в 1917 году мог представить, что лидером фазы будет грозный Иосиф Сталин? Скромный, второстепенный деятель скромной и малоизвестной партии. Аналогично, в 1953 году никто не мог представить безоговорочное лидерство "дорогого Леонида Ильича", который явно не входил ни в какие топ-листы политологов. Наконец, кто мог в 1989 году, в разгар битвы Горбачева с Ельциным представить, что страну возглавит скромный охранник из свиты Анатолия Собчака? Этих людей не вела к власти элита, наша или заграничная, наверх их вытянуло время, тот самый непредсказуемо нахлынувший исторический сезон.

Отсюда же парадокс двойного зрения, когда любые аналитики (историки, политологи) видят "сезон" следующий по Прямой логике, а те, кто "голосуют сердцем", в том числе простые люди, чувствуют истинное время и тем самым (неосознанно) выбирают Обратную логику. Например, революцию 1917 года жаждал вовсе не народ, который жил себе и жил, революцию накликала элита, т. н. интеллигенция, которая буквально молились на неё: "Пусть сильнее грянет буря!". Но даже когда вместо светлого времени наступил мрак и ужас, многие интеллигенты продолжали видеть свет. Вспомним фильмы Григория Александрова: все в белом, свет отовсюду. Поразительно, но иллюзорным светом были ослеплены многие наблюдатели из-за рубежа, воспевавшие преобразования Ленина и Сталина.

Обратная картина после революции 1989 года, позитивное значение новой России, её грядущее лидерство в устройстве мира никто не хочет замечать, художественная элита, как внутри страны, так и вне, видят в России оплот реакционных, охранительных тенденций, Россию Путина считают серой, реакционной и тоталитарной. Мало кто признал реальностью "Крымскую весну", до сих пор не хотят видеть спасительную роль России в Сирии. Причём даже убедив такого "осеннего" аналитика в позитивных изменениях, всё равно ничего не изменишь, он продолжит бурчать о скором крахе, грядущих репрессиях и неизбежном застое.

Надо раз и навсегда оставить мысли о преемственности фаз: Сталин не продолжил дело Николая Второго, при том, что вернул армии царские погоны. Брежнев не продолжил боевой путь Сталина, при том, что всю фазу кормил ВПК и воспевал сталинскую Победу в войне. Путин не продолжил дело построения соцлагеря, хотя бы весь мир кричит, что он мечтает восстановить СССР. Не лагерь (заборы с колючей проволокой) строит Путин, он скорее преодолевает заборы, пытается найти новые пути международных коммуникаций.

3.

Если вопрос с нумерацией фаз в цикле Империи решается по умолчанию, то нумерация фаз в циклах Запада и Востока - это уже научный метод. Для начала разыскивается вторая фаза (Осень), в ней почти всегда у власти могучая личность, что называется харизматик, который достаточно уверенно забирает у народа часть его привилегий и свобод. На Западе отбираются политические привилегии, на Востоке коммерческие.

Особенно легко разыскивать харизматиков в Тоталитарных государствах (см. "Клиопатологию"): Гитлер, Наполеон, Фридрих II, Карл XII... Такие фигуры видны сквозь толщу времен. Но и в обычных государствах Запада многие харизматики весьма рельефны: Бенито Муссолини, Франсиско Франко, Шарль де Голль, Франклин Делано Рузвельт, Фидель Кастро, Аугусто Пиночет... И дело не в генетических флуктуациях, а в инстинктивном стремлении народа к выдвижению во власть "твердой руки" в преддверии очень жёстких времен.

Искать первую и третью фазы уже не обязательно, для проверки достаточно обозначить границы четвёртой фазы и зафиксировать в ней т. н. Освобождение. Наиболее удручающе выглядит Освобождение на Западе, здесь оно проходит в политической сфере, что чаще всего выглядит как безвластие, либо пренебрежение властью. Впрочем, без каких-то особенно губительных последствий. На Востоке освобождение проходит в сфере коммерции, что выглядит как абсолютная победа частнособственнического инстинкта. Империя - единственный ритм, в котором Освобождение - безусловное благо, ибо идёт по линии идеологии.

А потому вернёмся в современную Россию, её четвёртую фазу (1989-2025). Мировые элиты видят в России пришествие политической Осени, наша художественная элита по большей части солидарна с миром ("утро добрым не бывает"). Эти люди не любят весну, не любят утро. А вот народ куда точнее чувствует время, высокоумные схемы не застилают сознания. И не случайно, когда в 2011 году московские либералы активно готовились свергать Путина, именно простые люди (те самые работяги) сказали решительное "нет!". Народ не просто предчувствовал весну, он её видел.

Что касается искомого идеологического Освобождения (2013-2025), то его не увидит только слепой. Планомерно снимаются все идеологические запреты, число которых было огромно. Ушла в небытие коммунистическая идеология, вслед за ней на помойку отправилась либеральная идея. Народу вернули религию, но самой религии закрыли дорогу в систему образования. Ни одна историческая школа не обрела лидерства. Ни одна экономическая доктрина не получила преимуществ, в отличие от Запада, где буквально разгромили альтернативную неолиберальной экономическую мысль. Никто не стал любимчиком: ни западники, ни славянофилы, ни любители Востока...

Не всех радует отсутствие официальной поддержки той или иной идеологии. Идеологи, привыкшие к быстрому движению третьей фазы ("летний день год кормит") оказались в вакууме идеологического безвластия. Политические ток-шоу демонстрируют полный спектр идеологического нетерпения, эксперты всех мастей и направлений с пеной у рта проповедуют прямо противоположные идеи по спасению России и мира. Но власть отмалчивается - никаких директив из Кремля или хотя бы со Смоленской площади.

Именно Освобождение, как ни странно, является главным следствием Обратной логики (при природной Прямой логике ничего подобного не происходит) и главным смыслом истории. Политическое освобождение Запада обладает способностью накапливаться и ведёт к тому самому гражданскому обществу, к которому всех нас призывают наши западные друзья. Кто прошёл больше Освобождений, у того лучше с гражданским самосознанием. Коммерческое Освобождение Востока самое бессмысленное, ибо деньги приходят и уходят, разве что драгоценные безделушки какие-нибудь останутся. А вот идеологическое Освобождение Империи - это самое настоящее чудо, ибо перебрасывает человечество на принципиально новый уровень Третья Англия породила элитарную науку и искусство, Третья Россия наполнила искусство смыслом (Пушкин, Гоголь и др.). Четвёртая Англия родила искусство для широчайших масс, Четвертая Россия наполнит массовое искусство смыслом, а также создаст науку для народа.

Наука для народа - мыслимо ли это? Интерес к познанию мира падает, для интеллекта всё меньше места в нашей жизни. Ну, так это падает интерес к науке абстрактной, холодной и отвлеченной. А вот если возникнет знание, применимое к каждому отдельному человеку, и не просто для самокопания, а ещё с технологией выводящей из кризиса на прямую дорогу, то мало найдется желающих отказаться от таких знаний, такой науки.

* - следует всё же отметить, что в Обратной логике развивается 144-летние циклы, а также 1600-летние эпохи, а вот исторический Шаг (4-х летие) устроен в привычной нам Прямой (природной) логике.