www.xsp.ru/psychosophy/ Публикации
Ю. Рюриков
писатель и социолог

Шипы и розы наших душ

Эту книгу я читал с наслаждением - она по-новому открыла мне многое и во мне, и в человеческой психологии.

То и дело вспыхивала радость узнавания: да это же я! А это она... Так вот почему она так держит себя... Вот почему нам было плохо... и хорошо...

XX век, по-моему, рекордно двойствен. Это век громадных открытий в человеческой природе, в наших внутренних "америках" - и век небывалого психологического невежества. Вся наша жизнь, как никогда, полна острейших переломов, а мы не умеем обезболивать их, не знаем, как смягчать их разрушительное влияние на наши души и отношения.

Самое главное лекарство здесь - и самое доступное каждому - именно психологическое знание о розах и шипах наших душ, умение давать друг другу больше лепестков и меньше шипов...

Внутреннее строение человека и искусство людского общения - вот два главных крыла наших психологических знаний. Без них мы беспомощны перед собой, и каждый бугорок в наших отношениях - стена, каждая трещина - пропасть.

Этому вот главному человеческому знанию и посвящена книга. Она по-новому говорит нам о нас самих, говорит живо, свободно, интересно, без закованности в ученые кандалы, зажатости в нудные тиски.

Основа авторского подхода - рассказ о четырех звеньях (или функциях) нашего внутреннего мира. Это Эмоция (наши переживания, чувства), Логика (ум, мысли), Физика (телесные ощущения), Воля (дух, характер). У разных людей эти функции имеют разную силу и сочетаются по-разному. И оттого, как они сцеплены между собой и какую ступень занимают, зависят все наши шипы и розы.

Психэ-йога - так называет свой подход к человеку А. Афанасьев. Цель психэ-йоги - дать новый ключ к нашей внутренней жизни, помочь нам сознательно влиять на наши бессознательные душевные движения.

Повествование о психэ-йоге обильно усеяно яркими микрооткрытиями, как будто ты набрел на земляничную поляну или на грибную палестинку. Оно погружено в живую плоть живых примеров, идет внутри них, вырастает из них. причем эти примеры из жизни известных нам по школе - и этим интересных - людей - великих поэтов, ученых, политиков.

Вот мы читаем, что главная примета первой, высшей функции - ее избыточность. У Пушкина первой была Эмоция и, как говорил о нем Брюллов, когда Пушкин смеется, у него "кишки видать". И потому же Пушкин увидел в красивой, но земной женщине "гения чистой красоты", вознес ее из земных пределов в небесные.

Конечно, такой избыток несет в себе и крупные достоинства, и режущие изъяны. Скажем, среди людей, которыми правит воля (первая Воля), есть великие мыслители и художники (Сократ и Фрейд, Толстой и Лермонтов), а есть и великие деспоты - Кромвель, Робеспьер, Гитлер. Дети, у которых воля на первом месте (первая Воля), - самые упрямые и трудные, мужья и жены (в том числе Толстой) - деспотичны в любви, а родители склонны подавлять детей.

Зато люди, у которых функция Воли занимает вторую ступень (вторая Воля) (Гете, Чехов, Бердяев, Пастернак), не хотят ни властвовать, ни подчиняться. Именно им, говорит автор, дано любить по-настоящему, глубже и больше всех. Вообще, надо сказать, что вторая ступень - самое лучшее место в человеке для любой из его функций. Это его главное достоинство, которое проявляется во всех сторонах жизни. Взять, скажем, вторую Физику (Платон): она и самая отзывчивая в физической любви, она и чадолюбива - хороший родитель, она и любит свою работу - среди них много "трудоголиков".

А вот третья ступень для любой из функций - самая двойственная и уязвимая из всех. Например, третья Физика - это неутихающая мнительность к своему здоровью - а отсюда и сильная тяга к закаливанию, самоукреплению. Или третья Воля -те, у кого уязвлена главная опора личности, а с ней и вся личность. Эти люди очень талантливы, у них болезненно тонка вся психика; к ним относятся и Достоевский, и Гоголь, и почти все великие сатирики. Но третья Воля - это и талант обидчика, ругателя, агрессора; ее владельцы - страшные противники в боях и конфликтах, и недаром среди них были Петр I, Сталин, Хрущев...

...Первый раздел книги - упор на внутреннее строение, второй - на наши любовные чувства и отношения. Здесь много дневников, писем, воспоминаний, и хотя речь в них идет совсем не о нас - в этом весь смысл книги и вся ее интересность: через "не нас" мы видим "нас", видим свою личность, потому чужое воспринимается как свое...

Чета Толстых, Руссо и его жена Тереза, Пастернак и его первая и вторая жены, Чехов и Лика Мизинова - в рассказе о них все посвящено тому, как разное строение личности рождает разные виды любви и обидные драмы непонимания.

Три вида любви разбирает книга. Эрос - тяготение противоположных личностей; филия - влечение похожих и одинаковых; агапэ - как бы сплав эроса и филии - любовь-эволюция, в которой люди идут от противоположности к сходству.

Именно здесь, в драмах великих людей, острее всего видно, как мы беспомощны психологически, как служим Тарасами Бульбами для своей любви - сами порождаем ее и сами убиваем. Именно мы - наше незнание себя и неумение управлять собой - убийцы и самоубийцы лучшего в нас и в нашей жизни.

Это как бы книга-зеркало и книга-рентген, она просвечивает наши потаенные глубины, помогает увидеть то в нас, чего мы не видим или видим кусочками, и туманно, не в фокусе.

Потому и читать книгу стоило бы по-особому - въедливо, небольшими порциями, и каждую порцию примерять к себе, а чем это похоже на меня? А смогу ли я подняться на такую же горку? А как не попасть в такую же яму? Это, пожалуй, и есть самое главное в чтении - стараться обратить новые знания в новые струнки чувств, новые пружины поведения.

Почему главное? Чтобы знание не стало мертвым грузом, оно должно стать живым моторчиком души - живым умением менять себя и свою жизнь. Такое умение гораздо действеннее знания: возможно "фунт умения",полезнее для нас, чем "пуд знания".

Потому-то для книг такого рода, книг самопознания - невероятно важно, что мы извлечем из них, насколько изменим себя - на вершок или на локоть. И лучший читатель для этой книги - человек пытливый и думающий, молодой душой - тот, кто хочет быть скульптором самого себя, "автором" души своей жизни.