www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
<Зазеркалье> № 151

Творчество радости

Прямо скажем, творческие люди не слишком большие оптимисты. Само обращение к творчеству – это уже следствие энергетических проблем. А тут еще истощение и усталость, которые несут сами по себе творческие занятия. Впрочем, бывают такие годы, когда все ладится, все удается и настроение столь бодрое, что радость льется из глаз, ушей, рук, и все это неизбежно отражается на творчестве. Так рождаются творения радости. Ну а причина радости – это, конечно же, антикармический год.

1786 (год Лошади) – Моцарт (Крыса). Моцарту 30 лет, он может все, но мечтает об опере. Однако заказов не поступает. Тут и случается антикармический 1786 год. Моцарт забраковал сотни сюжетов, пока не уперся в комедию Бомарше - "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Никогда еще Моцарт не работал с таким увлечением. К весне опера была закончена.

Премьера новой оперы в Вене состоялась 1 мая 1786 года. Успех был огромный. Многие арии по желанию публики приходилось повторять на бис. Аналогично в Праге. Мелодии из "Свадьбы Фигаро" звучали повсюду: на улицах и площадях, в трактирах и на танцевальных вечеринках. Музыка "Свадьбы Фигаро" стала народной. 

1823 (год Козы) – Людвиг Ван Бетховен (Тигр). Людвигу Ван Бетховену чуть менее 53 лет. Он создает произведение, которое могло бы стать главным символом в данной теме. Еще бы это сама «Ода к радости» на стихи Шиллера, ставшая гимном объединенной Европы. (Радость льется по бокалам. Золотая кровь лозы. Дарит кротость каннибалам, робким силу в час грозы…)

1833 (год Змеи) – Александр Пушкин (Коза). Пушкину 34 года. Не уверен, что этот год был самым веселым, но точно одним из самых плодотворных. Окончание «Евгения Онегина», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дубровский», «Пиковая дама».

1836 (год Обезьяны) – Николай Гоголь (Змея). У Змей, как известно, кармический и антикармический годы парами ходят. Вот и затеялся в кармический год (1835) Гоголь писать «Мертвые души», ибо тяжко ему было, и давление на него было огромное. Но следом пошел антикармический 1836 год и Гоголь отложив мрачные по духу (да и по названию «души») пишет блестящего и весьма смешного «Ревизора» и только после этого возвращается к «душам». Гоголю всего 27 лет. Тем же годом датируется «Нос», «Коляска».

1882 (год Лошади) – Антонио Гауди (Крыса). 19 марта 1882 года на окраине Барселоны собрались самые именитые люди города. Епископ в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. «...Да проснутся спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну...» С этими словами был заложен первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного прославлению Святого Семейства. Так было заложено одно из самых светлых и самых оптимистичных архитектурных творений на Земле.

1895 (год Козы) – Герберт Уэллс (Тигр). Какая вещь Герберта Уэллса самая светлая и оптимистичная? Думается, «Машина времени». Ну, уж не «Война миров», точно. Это был первый опубликованный роман (до того была лишь закопанная рукопись «Аргонавтов хроноса»), и как всегда в дебюте писатель сильно выкладывается. Кроме того, Уэллс молод, а стало быть, бодр и весел (ему только 29 лет). И все же главное в другом, – в этот год Тигру все дозволено!

Дебют Уэллса оказался триумфальным. "Машина времени" еще печаталась, а уже появились восторженные рецензии на нее. В тот же месяц, когда закончилась журнальная публикация, в мае 1895 года, «Машина» была опубликована отдельным изданием сразу в Англии и США. Книга произвела еще большее впечатление, чем журнальная публикация. Ее читали взахлеб, автора называли гением. Смелость и нежелание угождать устоявшимся мнениям публики, выразительный, энергичный стиль, необычность манеры, живое воображение - вот неполный список достоинств, открытых критиками в Уэллсе после выхода его первого романа.

1911 (год Кабана) – Анри Матисс (Лошадь). Самая лучшая, самая светлая картина – «Золотые рыбки». Слов нет, надо видеть. Но, кажется, эта картина лучится. Ни у Матисса, ни у других такого излучения я не встречал.

1925 (год Быка) – Сергей Эйзенштейн (Собака). Лучший фильм всех времен и народов «Броненосец Потемкин» был снят вдохновенно и мощно. А ведь он был театральным режиссером и пришел в кино только в 1924 году. В 1925 году он синимает «Стачку». В том же году, за рекордно короткие сроки (съемки и монтаж заняли три месяца) был выпущен фильм "Броненосец "Потемкин".

Чудеса валились в тот год на 27-летнего автора как из решета. На премьерном показе в кинотеатре «Художественный» самопроизвольно склеилась пленка, которую Эйзенштейн не успел склеить заранее. Домком, расчувствовавшись, присудил режиссеру квартиру. Американская академия назвала лучшим фильмом года. Ну и конечно, овации, овации… И все это дебютанту 27 лет.

1928 (год Кабана) – Морис Равель (Кабан). Морис Равель сочинил «Болеро» летом 1928 года в своем уединенном доме под Парижем, ему 53 года. Многие испытания его жизни позади – решающие и опустошающие, ведь Равель провел по меньшей мере два года на фронте Первой мировой войны. Тем не менее, именно в этот год он пишет свое главное, свое флаговое произведение ставшие символом чуть ли не всей французской музыки.

«Болеро» имело оглушительный успех в Европе 1928 года, в Европе, которая не ожидала никаких новых катастроф. Успех сочинения был поистине успехом шлягера. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Ее способен был, кажется, напеть каждый любитель музыки. И вместе с тем «Болеро» восхищались профессионалы, а это уже совершенно другой уровень успеха. Сергей Прокофьев назвал “Болеро” чудом искусства.

Заболоцкий в 1957 году, спустя почти тридцать лет после создания “Болеро”, написал в стихотворении, посвященном равелевскому шедевру: “Вращай, История, литые жернова, будь мельничихой в грозный час прибоя! О, “Болеро”, священный танец боя!” Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо – поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда.

1936 (год Крысы) – Владимир Вайншток (Обезьяна). Самый светлый, самый радостный фильм, какой только можно представить: «Дети капитана Гранта». Пробовали сделать римейк на ту же музыку, но энергии нет. А тогда была. Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет: “кто весел - тот смеётся, кто хочет - тот добьётся, кто ищет - тот всегда найдёт!” А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер, веселый ветер, веселый ветер! Моря и горы ты обшарил все на свете, и все на свете песенки слыхал. Спой нам, ветер, про чащи лесные, про звериный запутанный след, про шорохи ночные, про мускулы стальные, про радость боевых побед!»

1957 (год Петуха) – Михаил Калатозов (Кот). Режиссер Михаил Калатозов снял не так уж много. Но благодаря одному единственному фильму он прославился на весь мир. Разумеется, это «Летят журавли», фильм по которому мир узнал Россию. Он так и остался единственным нашим фильмом получившим «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Вот что значит все сделать во время.

1962 (год Тигра) – Михаил Ромм (Бык). В марте 1962 состоялась премьера фильма «Девять дней одного года». Снял фильм, в перерывах между лекций во ВГИКе не молодой уже Михаил Ромм. Фильм потряс страну своими героями, великими оптимистами и тружениками.

1968 (год Обезьяны) – Федор Хитрук (Змея). Федор Хитрук величайший мастер, не знавший провалов. И все же самый отвязный, самый невероятный шедевр мастера – это «Фильм, фильм, фильм». Все потрясает в этом коротеньком мультфильме – идея, музыка, исполнение, отдельные эпизоды («утверждение сценария», «маленькая девочка», «душитель») и великолепная концовка с трясучкой коллектива авторов.

1969 (год Петуха) – Вячеслав Котеночкин (Кот). Никогда не был поклонником сериала созданного Вячеславом Котеночкиным «Ну, заяц погоди!». Тем не менее, вынужден признать, что страна была покорена этим фильмом, автор получил славу невероятную, а дети наши много радости! А начиналось все очень скромно в 1969 году. Кто бы тогда мог подумать, что невинная шалость антикармического года отнимет у Котеночкина 20 лет!

1974 (год Тигра) – Михаил Кончаловский (Бык). «Романс о влюбленных» - культовый фильм целого поколения. Тех, кто был тогда молод. Конечно, фильм такого рода не мог понравиться всем, уж больно расковано творил кино его создатель. Много рискованных и даже сомнительных сцен, но все так лих получилось, особенно Александр Градский (Бык) лихо спел.

1979 (год Козы) – Евгений Татарский (Тигр). Один из самых блестящих и самых любимых фильмов русского народа «Приключения принца Флоризеля» Евгения Татарского. Случайная встреча режиссера со сценарием. Долгая борьба за актеров (начальство и сценарист не хотели ни Олега Даля, ни Любовь Полищук, ни Игоря Дмитриева), изумительные съемки и наконец полное неприятие фильма начальством. В Питере дали вторую категорию, а Москва не приняла вообще. Пришлось вводить закадровый голос, что, впрочем, только улучшило фильм. Игорь Дмитриев весь закадровый текст записал за один день. Короче говоря, акт о приеме картины был подписан. Это было в декабре 1979 года.

1984(год Крысы) – Милош Форман (Обезьяна). Даже у гения далеко не все фильмы получаются одинаково гениальными. И уж совсем редко гения заваливают «Оскарами». Ну а так, чтобы при этом еще и народ нахваливал, то есть делал кассу – это совсем редко. Тем ни менее все получилось у Милоша Формана с «Амадеусом», снятым в 1984 году. Тут и антикармический год в помощь, и векторный сюжет (Моцарт и Сальери) и главное правило успеха: «возьми великого слугу, продифференцируй его по времени и пространству и получишь все что хочешь!»

Это глава из новой книги по векторному кольцу, работу над которой автор вел четыре года. Еще несколько глав опубликованы в «Зазеркалье» №№ 142, 144, 149, 150. Желающие купить другие книги автора, например, белый четырехтомник («Карьера», «Имидж», «Любовь», «Характер») или подарочное издание («Энциклопедия гороскопов»), обращайтесь по телефону 718 -2435 или по почте: g-s-kvasha@mail.ru .