www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Наука и религия» № 7 2001г.

Если вы Собака

Год Собаки, как и другие четные годы, наступает в самом начале января, а то и в последних числах декабря. Астрономические явления, которые вполне подтвердили бы начало года, неизвестны, нет никакой материальной основы его прихода, и остается верить структурному гороскопу, у которого своя система доказательств того, что четные годы наступают именно в упомянутые сроки.

Одно из ярких свидетельств того — творчество людей, родившихся около даты перехода года Петуха в год Собаки, ибо творчество Собак — это совсем не то, что Петухов. Так что те, кто родился даже 30—31 декабря предыдущего календарного года (например, 1933, 1945, 1957 и т.д.), вполне могут оказаться по типу личности Собаками. А уж родившиеся в первых числах января 1910, 1934, 1946, 1958 (и так далее плюс 12 лет) годов — безусловно, относятся к этому знаку.

Заканчивается год Собаки вокруг 14 января следующего года. Таким образом, под знаком Собаки родились актриса Марина Неелова (8.1.1947), артист Николай Крючков (6.1.1911), писатель Анатолий Рыбаков (14.1.1911), написавший «Кортик» и «Дети Арбата», режиссер-новатор Лев Кулешов (13.1.1899), снявший «Мистера Веста».

Зоологическое соответствие легко заметить в мужчинах этого знака: очень многие Собаки мужского пола сутулы, угрюмы и совершенно по-собачьи въедливы и агрессивны. У женщин зоологическая тождественность не столь очевидна, они ее тщательно прячут. Не сутулы, не так уж угрюмы, но вот «собачий характер» встречается и у них. Главное же в другом: люди-Собаки, так же как и животные, несут в себе заряд суровой красоты гордого и независимого зверя. Собаке совершенно не требуется всеобщее обожание, она жаждет активного служения. Преданность — высшая добродетель всякой Собаки.

Мужчины-Собаки принадлежат в структурном гороскопе к тройке воли, однако воля их не так сильна, как у двух других ее представителей — Тигров и Лошадей. А женщины-Собаки более волевые, чем женщины-Тигры и Лошади. Тем самым нельзя сказать, что Собак-женщин и Собак-мужчин разделяет пропасть, как это происходит в других знаках. Тем не менее будем рассматривать их отдельно: мужчин — как волевой знак, женщин — как логический.

МУЖСКАЯ ВОЛЯ

Таких великих властителей, какие есть среди Лошадей и Тигров, среди Собак нет: воли, как говорилось, чуть-чуть не хватает. Впрочем, сильных правителей-Собак было немало.

Септимий Север (146—211), Юстиниан I Великий (482—565), Улугбек (1394—1449), Эдуард IV (1442—1483) Уинстон Черчилль (1874—1965), Билл Клинтон (1946). Но если Собаки не стяжали особой политической славы, то в сфере идеологической они лидеры. Невозможно оспорить, что Конфуций (551—479 до н.э.) и Будда (623—544 до н.э.) во многом определили духовный облик человечества. Новаторство этих мыслителей очевидно. Организаторские их способности — самого высокого уровня. Будда не просто создал мощнейшую религию, но и организовал ее победное шествие. Конфуций стал великим учителем не только как теоретик, но и в жизни. Сила воли здесь не вызывает сомнений. В европейской истории вождей такого масштаба не было.

Одно из ярких проявлений воли — новаторство. Собаки здесь в первых рядах. Список может быть длинным, вспомним хотя бы некоторых, например, композитора Альфреда Шнитке (1934—1998) — это признанный новатор в музыке. Абсолютно не подвержены старению Лермонтов (1814—1841), Салтыков-Щедрин (1826—1889), Грибоедов (1790— 1829). То, что написали Александр Дюма (1802—1870) или Роберт Стивенсон (1850—1894), как ни относись к масштабам их таланта, не теряет с годами ни свежести, ни актуальности.

То же можно сказать о роли Собак в кинематографе. Впрочем, об этом позже.

ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА

Первейший и однозначный признак наличия у женщин логики — их участие в науке. У Собак тут все замечательно. Французский математик и физик Эмили дю Шатле ле Тоннелье (1706—1749), итальянский математик Мария Аньези (1718—1799), знаменитый русский математик Софья Ковалевская (1850—1891), микробиолог и создатель антибиотиков Зинаида Ермольева (1898—1974), лауреат Нобелевской премии по химии Дороти Ходжкин (1910—1994), наша современница, замечательный математик Ольга Лодыженская (1922).

Столь же значительно участие женщин-Собак в других интелектуально емких сферах, таких как литература, кинематограф, вокал, интеллектуальность которого лишь на первый взгляд вызывает сомнение. Бесспорно высокое положение в литературе у Анны Луизы Жер-мены де Сталь (1766—1817) и Гертруды Стайн(1874— 1946). В кино поражает масштабом ума Кира Муратова (1934). Честно признаю, редкий мужчина выдержит ее конкуренцию. Ее фильмы давно уже на первых местах в любом списке шедевров кинематографа.

Несколько парадоксальным выглядит утверждение об интеллектуальности вокала. Тут живет стойкое убеждение, что певицы (как и певцы) вполне могут быть и пустоголовыми. Однако вряд ли это можно сказать о таких женщинах, как Лайза Минел-ли (1946), Мадонна (1958), Мирей Матье (1946), Шер (1946).

Доказав существование женского интеллекта, мы вынуждены признать, что в обыденной жизни от него толку очень мало. Ин-теллектуалки занимаются самокопанием или даже самоедством, запутались в паутине комплексов или абстрактных принципов, плохо совместимых с реальностью. Активные до предела, эти женщины редко могут выбрать четкую цель и строго следовать ей. Без сторожа — пусть менее интеллектуального, но более твердого человека, идущего по жизни рядом, им редко удается полностью раскрыть свои таланты.

Впрочем, в отличие от Тигров и Лошадей у женщины-Собаки есть волевой росток, который при изнуряющих тренировках можно развить. В мировой истории власти Собаки не дали великих правительниц, но попытки властвовать были. Наи-более запомнившаяся — Голда Меир (1898—1978), премьер-министр Израиля (1969—1974).

Женщины-Собаки безраздельно властвуют на арене цирка, но к этой власти реальная воля отношения не имеет. Тут главное — видимость воли, ее атрибутика: завораживающий голос, мощная стать (у женщин и мужчин одного знака все это совпадает). Вспомним знаменитых дрессировщиц — Тамару Брок, Ирину Бугримову и Тамару Буслаеву — все Собаки.

СОБАЧИЙ СКЕПТИЦИЗМ

Собачья ирония, собачья язвительность и даже собачья сутулость — все это следствие меланхолического темперамента знака. Собака отгораживается от мира людских страстей своей издевкой, интеллектуальной усмешкой, скептическим отношением ко всему на свете.

Без Собаки не было бы сатиры, какой мы ее знаем. Во первых строках, конечно же, Салтыков-Щедрин, а может быть, Грибоедов. Из современников, конечно же, Михаил Жванецкий и Виктор Шендерович, способные высмеять всех и вся.

В период всевластия телевидения там оказалось просто засилье Собак. Тут и отец «черного» телевидения Александр Невзоров, и телеакадемик Владимир Познер, и язвительный Михаил Леонтьев, а также искатель истины Андрей Караулов. Поспокойнее, но так же ироничен Лев Новоженов. Список этот дается нами в сильном сокращении.

Могут возразить: почему непременно Собаки? В определенном смысле любой умный и образованный человек, какого бы ни был он знака, ироничен и скептичен, ведь не нами сказано, что знания умножают скорбь. И все же в наибольшей степени это относится к тройке скептиков — а это Обезьяна, Кот и Собака.

Для тех, кто не хочет искать примеры скептицизма и меланхолии среди современников: перечитайте «Горе от ума» (одно название чего стоит!), стихи Николая Гумилева, Гарсиа Лорки, Тараса Шевченко или шедевры таких прославленных умников, как Курт Воннегут или О'Генри, — конечно, они Собаки. И кто осмелится утверждать, что работа ума у этих авторов менее заметна, чем описание пейзажей или тонкость прорисовки характеров?

Что касается пессимистического аспекта данного темперамента, то смотреть надо не столько, скажем, на сам текст, сколько на концовку произведения. Лучшая концовка у писателей-Собак — это убийство всех врагов (тот же «Граф Монте-Кристо»), худшая — это конец света («Колыбель для кошки» Курта Воннегута).

ФАТАЛИЗМ

12 знаков гороскопа, перемешанные различными структурами до полной неузнаваемости, имеют все же знаки весьма сходные. Это сходство обеспечивают две наиважнейшие структуры — идеологическая и судьбы. По этим двум структурам тождественны Тигр и Собака, оба знака — волевые и фатальные. (Третий фатальный знак — Крыса, но Крыса — мистик.)

Но если Тигр в своем фатализме готов стоически сносить удары судьбы и проявлять максимум терпения, то Собака в своем фатализме всегда лезет на рожон, испытывает судьбу, абсолютно уверенная в том, что своего не избежать и раньше времени не погибнешь, не умрешь. Кто не понял о чем речь, перечитайте «Фаталиста» Лермонтова (Собака).

Судьбы многих Собак поражают своей яростью, яркостью, могучим озарением гения, сжигающего себя в мгновенной схватке с жизнью. В 26 лет погибает Лер- монтов, в 38 — расстрелян Гарсиа Лорка, в 35 — Нико- лай Гумилев. Карьера дипломата, гениальная пьеса и жуткая смерть в 39 лет. Это Грибоедов. Все упомянутые к моменту гибели — признанные гении.

Прямая иллюстрация к лермонтовскому «Фаталисту» —жизнь Юрия Гагарина. Жесткая конкуренция в отряде космонавтов за право быть первым, бешеный риск первого полета на никем до него в деле не проверенной ракете, всемирная слава и нелепая смерть в 34 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. Судьба — вот единственное, что тут можно сказать.

ДЕЙСТВИЕ И ЕЩЕ РАЗ ДЕЙСТВИЕ

Теперь обещанная информация про кино. Эта тройка действия (Обезьяна, Петух, Собака), за какое бы дело ни взялась, все равно делает кино. Это относится и к тем творцам, которые жили задолго до изобретения кинематографа. Секрет в том, что знаки действия (приземленные знаки) все свои творения насыщают любовью к предметам, любовью к действию, именно тем, что необходимо кинематографу. Даже обычный диалог, написанный человеком действия, становится идеальным материалом для кино.

Среди чемпионов по числу экранизаций такие титаны, как Александр Дюма и Роберт Стивенсон. «Трех мушкетеров» Дюма или «Джекила и Хайда» Стивенсона не экранизировали только ленивые. А какой потрясающий фильм получился про принца Флоризеля у режиссера Татарского. Поставлен он по мотивам произведения Стивенсона. А ведь в указанном произведении и читать-то практически нечего, так, какие-то заметки.

Разумеется, и в самом кино Собака не затерялась. Законы кино ей намного понятнее, чем кому-то другому. И снимает быстро. У нас это, конечно же, Сергей Эйзенштейн, научивший просвещенную Европу снимать и монтировать. В Германии классиком стал Райнер-Вернер Фасбиндер (прожил всего 36 лет). В Италии — Пьер Паоло Пазолини. В США поразительное кино снимает Дэвид Линч. В Грузии—Отар Иоселиани, в Японии — Акира Куросава. Может быть, их фильмы не установили кассовых рекордов, зато указали магистральные пути развития кинематографа.

В бытовом проявлении приземленность — это все та же любовь к действию и способность даже мертвую материю одушевить. Собаки — прекрасные мастеровые. По крайней мере в потенциале. А уж что касается продуктивности, то тут с ними мало кто сравнится. Тот же Дюма организовал целую фабрику по изготовлению романов. Фасбиндер снимал по два-три фильма в год. Леонид Филатов ведет телепередачу, пишет, снимается, и это все при практически нулевом здоровье.

ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ

Социальная ориентация открыта Юнгом. Интроверты, экстраверты, то да се. Увы, Юнг плохо разбирался в математике, иначе бы непременно понял, что кроме интровертов и экстравертов должны быть еще и ортодоксы. Они не стремятся ни вовне, ни внутрь, они охраняют единожды данную им территорию. Кстати, на эту промашку Юнгу указал еще Николай Бердяев, родившийся именно в год Собаки. Он заявил, что не является ни интровертом, ни экстравертом. Как в воду глядел: Собака — ортодокс. Так же как еще три знака: Бык, Коза, Дракон.

Есть одна сложность со структурой социальной ориентации. В разных мирах, в разных цивилизациях знаки ведут себя по-разному. Тот же ортодокс на Западе превращается во всенародного любимца (аналог экстраверта), а на Востоке — в утонченного закрытого человека (аналог интроверта). Таким образом, только в имперском ритме ортодокс остается ортодоксом, человеком упрямым, преданным, догматичным, но, как ни парадоксально, весьма удачливым в поэзии. Ибо поэзия склоняет человека к ритму и регулярности — а именно это есть у ортодокса. Разве можно представить русскую поэзию без Лермонтова, Николая Гумилева, Ходасевича, Твардовского, без этих Собак?

Ортодоксальность, наложенная на волю, дает суровый образ. Такой образ к лицу настоящему мужчине. В нашем кино мужчины-Собаки оказались незаменимы, ибо этот жанр был изначально очень мужественным. Много фильмов про войну, про покорение природы, преодоление самих себя. А потому всегда нужны актеры с внутренней непреклонностью. Николай Бурляев, Леонид Филатов, Анатолий Солоницын, Николай Крючков, Александр Кайдановский, Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Василий Лановой, Евгений Матвеев, Анатолий Папанов, Иван Лапиков, Владимир Гостюхин, Михай Волонтир. Не припомню их на экране беззаботными, легкими, воздушными. Что касается актрис-Собак, то они гораздо большего признания добились именно на Западе, а не у нас. Речь в первую очередь о Татьяне Самойловой, но и о Марине Нееловой тоже.

На Западе, как уже было сказано, ортодокс воспринимается совсем по-другому. Собака становится открытым знаком, всенародно любимым, приятным во всех отношениях. Особенно прославились женщины-Собаки в кинематографе США. Ким Бэсингер, Ава Гарднер, Джуди Гарленд, Ширли Маклейн, Сьюзен Са-рэндон, Шарон Стоун, Шер — этот список далеко не полон. Конкурировать у них с Собаками могут только Бык и Тигр.

ВОЗРАСТНАЯ КООРДИНАТА

Есть знаки, для понимания которых возрастная координата ничего не добавляет. У Собак же, напротив, без знания возрастного соответствия вполне понять этот знак невозможно.

Итак: возрастная координата — 30—40 лет. Для мужчины это возраст, в котором, как в фокусе, сходятся лучи из молодости и старости. Всю молодость мужчина готовится к этому возрасту, всю старость раскручивает откровения этого возраста. Это возраст внутреннего новаторства, безостановочной работы и в очень значительной степени это возраст судьбы, то есть когда тебе либо уже дано, либо не дано и не будет. Что касается меланхолии, то возраст действительно не шутейный, упертый, суровый, по-собачьи остервенелый.

Для женщин возраст Собаки связан в первую очередь с рождением и воспитанием детей. Но также и с пробуждением самостоятельного мышления.

КАРМИЧЕСКИЕ ГОДЫ

Переломный кармический год для Собаки — год Петуха, ибо именно Петух является хозяином Собаки в векторном кольце — самой загадочной структуре гороскопа.

Императора Павла I (Собака) задушили аккурат в год Петуха (1801).

А вот Билл Клинтон, к примеру, в год Петуха (1993) приступил к исполнению обязанностей президента. Но выбран-то был он в 11-м году своего цикла, и это очень удобное положение. Куда хуже дела у Дж.Буша-нынеш-него (тоже Собака). Его кармический год будет годом его катастрофы (2005). Такая же ситуация была у Гувера (1874—1964), который принял США за четыре года до конца своего 12-летия, попал на «великую депрессию» и встретил кармический год в 1933 году, в момент глубочайшего провала своей политики.

А вот Уинстон Черчилль. Великая победа пришла к нему в кармическом году Петуха (1945). Казалось бы, на руках его носить должны были. А в результате получилась ерунда какая-то: премьер-министром становится другой. Впрочем, через шесть лет Черчилль снова возвращается к власти и премьер-ствует еще четыре года.

Антикармический год, год вседозволенности у Собак наступает в год Быка. Самый яркий пример — это полет Гагарина в 1961 году в Космос. Увы, карьера, сделанная на антикармической удаче, не всегда благоприятна и прочна.