www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») № 271 июнь 2015г.

Игры в прятки

«Право, такое затруднение — выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре. Как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась»...

Может быть, именно в этих словах Агафьи Тихоновны из незабвенной гоголевской «Женитьбы» скрыт главный секрет великой литературы. Выбор, многовариантность, отсутствие единственной неоспоримой победной стратегии… Не исключено, что именно этот инстинкт делает простого писателя прославленным. Рассматривая группы обладателей победоносного инстинкта (Рыбы, Телец, Весы), мы говорили об их желании искать и находить единственный путь к победе. Стало быть, их антиподы (Овен, Дева, Скорпион) инстинктивно стремятся к тому, чтобы запутывать следы, всюду создавать варианты возможных траекторий… И радость, стало быть, они ищут не в примитивной и однозначной победе, а в том, что жизнь так многообразна и широка в своих возможностях.

Может быть, именно благодаря этому, вовсе не очевидному достоинству, в так называемой Большой четверке русской прозы мы находим Льва Толстого (Дева), Ивана Тургенева (Скорпион), Николая Гоголя (Овен), Федора Достоевского (Скорпион), то есть представителей означенных знаков. Расширять список можно довольно долго: Максим Горький (Овен), Иван Бунин (Скорпион), Александр Куприн (Дева), Андрей Платонов (Дева)...

Очевидно, что речь идет о писателях особого ранга, которых в простоте и очевидности вряд ли упрекнешь. Вот, к примеру, представители интеллектуальной фантастики - братья Стругацкие (Овен и Дева). Они не раз подчеркивали, что их устраивает и даже радует то, что их произведения допускают множество трактовок. Братья как будто нарочно избегают в своих книгах однозначности... Интеллектуальная фантастика, как оказалось, совсем не против неоднозначности. Вспомним таких титанов, как Герберт Уэллс (Дева), Курт Воннегут (Скорпион), Станислав Лем (Дева).

В детективе перед читателем также необходимо раскинуть россыпь возможных вариантов... Может, оттого королевой жанра признана Агата Кристи (Дева).

Но легче всего тягу к многовариантности показать на примере кино. Присмотримся к фильмам Георгия Данелии (Дева). Вот, допустим, Бенжамен Глонти из фильма «Не горюй!», веселый и жизнерадостный человек, не обремененный четким планом жизни, просто живет, просто лечит, просто выручает друзей. Но в основном пьет и поет... Аналогично «Я шагаю по Москве». Два молодых человека мотаются по Москве. А в остальном все то же самое: добрые, но бесцельные. То ли жениться, то ли пойти в армию - да какая разница!

Может быть, дело в молодости героев Данелии? Однако и повзрослев, его герои не меняют характера. Афоня - взрослый вполне сантехник - бодрый, веселый, обаятельный. Но разброс целей поражает: друзья, подруги, танцы, ученики. А чего хочет от жизни — не понятно. Наверное, виноват алкоголизм. Но в «Мимино» никакого алкоголизма нет, зато есть метания между большой авиацией и маленькой, между местью за поруганную честь и пресловутой Ларисой Ивановной...

«Осенний марафон» ярче всех. Главный герой не в состоянии выбрать верную стратегию, он сохраняет все варианты, выдумывает сложнейшие объяснения своим действиям. Все требуют от него ясных и жестких решений, и он вроде бы готов к этому, но в конечном счете возвращается к старому проверенному увиливанию и игре в прятки.

Так что не там астрологи искали раздвоенность, не у Близнецов она и не у Рыб, а напротив, у Дев, Скорпионов и Овнов.

Кстати, у столь любимого народом фильма «Джентльмены удачи» авторы все тех же знаков, кроме Данелии, это Виктория Токарева (Скорпион) и Александр Серый (Скорпион). И в самом деле, все герои - Хмырь, Косой и даже Василий Алибабаевич - люди неясной жизненной траектории. «Все побежали - и я побежал…» Именно неясность формы (спортсмены, бегущие кросс, женщины в мужском туалете) во многом организуют неповторимый юмор фильма. Есть вроде бы два целеустремленных героя — воспитатель Трошкин и вор Доцент, но фокус-то в том, что оба они объединились в одном и том же персонаже и, стало быть, всеми остальными воспринимаются как существо патологически раздвоенное.

Фильм Владимира Меньшова (Дева) «Москва слезам не верит» знакомит нас с женской версией проблемы. Как достичь победы в личной жизни? Махнуть на все рукой и верить в судьбу (как главная героиня) или бесконечно менять стратегию заманивания (как героиня номер два)?

Фильм «Ширли-Мырли» в том же духе — какая стратегия приведет к обнаружению бриллианта? Планомерные действия мафии или идиотские метания смешных милиционеров?

Наконец, хотелось бы упомянуть фильм Евгения Татарского (Дева) «Приключения принца Флоризеля». Прямо скажем, герои этого фильма не обременены большими целями, идут по жизни, шутя и развлекаясь, в основном озабочены борьбой со скукой. Но как же великолепно они умеют уходить от контроля и преследования! Это относится и к самому Флоризелю, и к его антагонисту Клетчатому - оба великие мастера игры в прятки. Вот уж воистину эталонное кино для понимания данного Календарного инстинкта. Ситуация особенно важна в связи с тем, что речь идет об экранизации произведения Роберта Стивенсона (Скорпион).

Кстати, именно «Остров сокровищ» Стивенсона, видимо, является базовым для данного инстинкта: все спрятать, потом перепрятать... И совсем не случайно за экранизацию этого произведения-ребуса у нас брались люди с определенными знаками. В 1971 году экранизация Евгения Фридмана (Дева) с Борисом Андреевым и Альгимантасом Масюлисом. В 1982-м - экранизация Владимира Воробьева (Дева) с Олегом Борисовым и Владиславом Стржельчиком. И, наконец, в 1988 году - великолепный мультфильм Давида Черкасского (Дева).

А вот в реальной политике такой инстинкт вряд ли принесет пользу. Удерживать власть можно, только проводя определенную линию. Не удержал власти Лев Троцкий (Скорпион) в 1924 году, хотя имел все возможности. Сместили со своего поста в 1964 году Никиту Хрущева (Овен). Аналогично Джохар Дудаев (Овен), Адольф Гитлер (Овен)... А Наполеон III (Овен) даже умудрился в плен попасть.