www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
"Московский комсомолец" 14 января 2003 г.

Не верьте горескопам

Мода на восточный гороскоп затрепала бедных животных так, что после новогодних празднеств у всякого вменяемого гражданина острая аллергия на козье блеяние. Однако мало кто знает, что рогатый символ года еще не вступил в свои права: год Козы начнется в районе 13—15 января.

Это утверждает Григорий КВАША, член-корреспондент Российской академии естественных наук, автор многих книг о структурном гороскопе. Структурный — это тот самый, в котором Петух и Змея, Дракон и Крыса… Но, в отличие от большинства астрологов, Кваша не спешит некритично повторять непроверенные сентенции мудрецов Востока. Он не астролог, а эмпирик: что достоверно выявил на убедительном статистическом материале, только то и утверждает.


— Так почему же Коза Кваши отстает на две недели от всеми признанной Черной (или водяной) Козы?

— Самый общий ответ такой: потому что так учит история. Я ничего не выдумываю и ничего не заимствую с Востока. Зато проверяю закономерности, которые в истории выявляются как циклические. Так вот, в четные годы звериные символы вступают в силу с 1 января, а в нечетные — с 13—15-го числа.

— Значит, первые две недели 2003 года по-прежнему властвует Лошадь?

— Да, это именно так. Причем дни смены годового знака символичны для всего предстоящего года. Обратите внимание на то, что будет происходить в середине января. Те же тенденции будут преобладать весь год.

— А правда ли, что год Козы — звездный для рожденных под этим знаком?

— Это одно из распространенных и тиражируемых массовыми гороскопами заблуждений. Для самих Коз год Козы окажется безликим и серым. Перемен судьбы могут ожидать в 2003-м Змеи и Тигры. Почему именно они? Змея — “слуга” Козы, и Тигр — ее “повелитель”. Змей ожидает болезненная, но в итоге благоприятная смена шкуры, а Тигров — фантастическое везение.

Зная это, могу посоветовать людям, родившимся под этими знаками, ничего в наступившем году не предпринимать. К примеру, талантливый футболист Ролан Гусев (по рождению — Змея), от которого специалисты ждут взлета на европейский уровень мастерства, в предстоящем сезоне не должен ни в коем случае форсировать успех. Более того, если он отличится в 2003 году, звездной карьеры у Гусева не будет. Лучший для него вариант — получить в начале сезона легкую травму и хотя бы полгода пропустить. Крах ждет другую Змею — Арафата: в нынешнем году его будут давить с небывалой силой, не удивлюсь, если палестинский лидер вообще сойдет с политической сцены.

— По категоричности ваши утверждения мало отличаются от заявлений расплодившихся астрологов. При этом они не без оснований рассчитывают на то, что через год об их прогнозах никто не вспомнит.

— За чужие оплошности я не отвечаю. Ну, а за те прогнозы, на которые решился я, несу полную ответственность. Два года назад в нашей с вами беседе (“История ходит кругами”, “МК”, 4 января 2001 г.) я предсказывал, что наступивший 2001 год принесет политическую стабильность, экономика меньше будет зависеть от политики и станут заметны первые признаки предстоящего расцвета России.

— Вы — удачливый прогнозист именно потому, что в своих предсказаниях опираетесь на циклические закономерности, выявленные с помощью структурного гороскопа?

— Да, звериные символы повторяются каждые 12 лет; три такие дюжины, 36 лет, составляют одну историческую фазу, а четыре фазы, 144 года, — полный цикл. Повторяемость принципиальных событий в циклах столь впечатляюща, что позволяет говорить об истории не как о записи случайных событий, но как о системной науке — наподобие физики, химии или астрономии. Вот я и развиваю новую науку — теоретическую историю.

Поэтому я считаю себя вправе утверждать: год Козы — год псевдорешений. Все, что будет предпринято в нынешний год руководителями и на что они возложат надежды, обернется прахом.

К примеру, полное фиаско ждет США и президента Дж. Буша с кампанией против Ирака. Начни они военную операцию до 13 января 2003 года, у них был бы шанс сменить режим в этой арабской стране и утвердить себя в роли мирового жандарма. Но проволочка с началом, перенесение принятия решения на год Козы обрекла США на пустые хлопоты: Америка ничего не добьется в этом конфликте; более того, с неудачи в Персидском заливе может начаться кризис супердержавы, пик которого, по структурному гороскопу, придется на 2005 год.

— Думаю, аналитики Белого дома весело посмеются над этим интервью.

— Весело, но не так долго, как бы им хотелось. К тому же, если кроме интервью в их распоряжении имеются мои книги “Поиски империи” и “Принципы истории”, они разберутся в том, что же такое годы псевдорешений и насколько они исторически бесперспективны.

— Давайте все-таки им поможем.

— Это не так трудно. Напомню лишь некоторые годы Козы. 1871-й — ну-ка, подсказывайте!

— Парижская коммуна?

— Ну, конечно! Государство всеобщего счастья продержалось всего 71 день.

1919 год — под влиянием Великой Октябрьской революции 1917 года (все перевороты в Империях происходили в годы Змеи) произошли социалистические революции в Германии и Венгрии. Смешно даже произносить названия образованных тогда государств: Баварская советская республика, Венгерская советская республика…

В 1919-м образовали Лигу наций — мировое правительство, как тогда казалось оптимистам. Но СССР поначалу в Лигу не входил, в 1939 году был из нее исключен, покинули эту беспомощную организацию Бразилия, Япония, Германия, была исключена Италия. В итоге сохранения мира — того, ради чего и создали Лигу, — достичь не удалось.

Фашистское движение в Италии, Веймарская республика — типичные псевдорешения 1919 года. Веймарская республика просуществовала всего 14 лет и не уберегла Германию от трагедии Третьего рейха. Итальянский фашизм оказался карикатурой на пришедший следом за ним немецкий фашизм.

Тот же 1919 год: белые наступают на всех фронтах. Кто бы мог тогда предположить, что все закончится провалом?

Следующая Коза, 1931 года, ознаменовалась образованием Маньчжурии, государства, просуществовавшего лишь до 1945 года.

В том же 1931 году было принято “козье” решение о провозглашении республиканской Испании. И ей не суждено было долго прожить.

1943 год — немцы начинают наступление под Курском, решающее, как провозглашалось в их агитационных листовках, поворотное в ходе боев на Восточных фронтах. За этим псевдорешением последовала Курская битва, после которой Рейх так больше и не оправился.

1955-й — очередная Коза, еще одно псевдорешение: Варшавский договор. Вместо провозглашенного единства “стран народной демократии” — их панический страх перед “старшим братом” и ненависть, не изжитая до сих пор.

И, наконец, 1991-й, последний перед нынешним год Козы. Начался он в середине января с ввода танков в Вильнюс. Как начался, так и прошел. Помните: многим переход власти в руки ГКЧП казался концом перестройки. А весь-то срок жизни этого псевдорешения длился три дня. В конце того же года образовано СНГ — явная историческая химера.

— Тогда, по идее, политики должны были бы делать выводы.

— Никто не мешает. В нынешнем году решили провести референдум по Чечне. Ну почему бы не вспомнить другой референдум, не менее значимый, в марте 1991 года: хотим ли мы сохранить СССР? Большинство хотело… Чеченский референдум в год Козы окажется столь же фарсовым.

Вообще год псевдорешений — это сплошные аферы, авантюры и разоблачения, финансовые потрясения (весьма дальновидны те, кто усомнился в надежности американского доллара).

В годы Козы проявляются картинки, заложенные двумя годами раньше, в годы Змеи. Так, 1989-й был годом “бархатных” революций в Восточной Европе и крушения социалистического лагеря, а в 1991-м документально оформилась кончина Варшавского договора и СЭВ.

— Чему учит структурный гороскоп в более крупном историческом масштабе?

— Прежде всего тому, что человечеству предложено три пути развития: восточный, западный и средний между ними, названный мною имперским. Все необозримое прошлое человечества — это сплошной Восток (не в географическом смысле, а в социально-историческом), в котором царит идеология, а политика сводится к укреплению границ, возведению “великих китайских стен”. Будущее связано с Западом, для которого главное — решение экономических проблем, зато в политике у всех равные возможности. Империя строит жесткую иерархию в политике, экономика в ней хромает, идеология же — плоская, навязчивая, носящая характер армейского устава.

Запад предпочитает не политику, но экономику. Вот почему политические попытки объединить Европу потерпели крах (Наполеон, Гитлер), зато на условиях экономических паритетов она легко объединяется на наших глазах.

Между Востоком, Западом и Империей история выстроила векторный треугольник: каждая вершина в каком-то из аспектов превосходит одну соседнюю, но уступает другой.

Так, Запад не боится имперской политической экспансии, Империя не боится идеологической экспансии Востока, а Восток легко противостоит идеям западной экономики.

Зато Империя всегда легко покоряет Восток; Восток с легкостью продвигает свои духовные идеи на Запад; Империя пасует перед западными экономическими методами и без труда покоряется западным товарам.

Как видим, каждый тип устройства общества в чем-то силен, а в чем-то слаб. Разница — в двух вращениях векторного треугольника: Восток главенствует над Западом, Запад над Империей и Империя над Востоком — мирным путем; зато если уж Запад побеждает Восток, Империя покоряет Запад, а Восток — Империю, это происходит только в результате войн.

— Потому-то Советский Союз победил в кровопролитной войне Германию, а через полвека униженные старики-победители получают материальную помощь от немцев?

— Более того, все, что Империя завоевала на Западе военным путем, приходится отдавать: Польша, Финляндия, Прибалтика. У Калиниградской области, можно не сомневаться, та же участь.

Зато когда Империя проигрывает войны Востоку (Россия — Японии в 1905 году, СССР — Афганистану), она продвигается на восток мирным путем.

В Империи вся жизнь политизируется. Вспомните СССР: пионер — всем ребятам пример, политизированы образование, кино, литература, полеты в космос и даже балет.

На Западе вся жизнь имеет меркантильный подтекст. К извлечению выгоды приучают с детского сада, коммерциализированы все игры, выборы, войны. Чистоган — западный бог.

Восток тотально идеологизирует жизнь. Патриархальные устои, клановые обычаи сильней прибыли и более живучи, чем политические устремления. Как бы ни менялись политические режимы и экономическая ситуация в Японии, Китае, обеих Кореях, единство нации остается незыблемым.

На Западе экономика неподсудна. Фашизм в Германии политически осужден, но не были осуждены авиационные, танко- и судостроительные короли, военно-промышленная машина Рейха избежала суда истории.

В Империи неподсудны политические структуры. Не осуждена КПСС, имя комсомола по-прежнему живет в названиях газет, площадей и пароходов, нет запрета на профессию бывшим агентам КГБ.

Китайцы на наших глазах радикально реформируют общество, не осуждая прежних идей. Понятно, почему: идеология на Востоке неподсудна.

— Значит, так человечеству и суждено вечно вертеться в рамках векторного треугольника и набивать одни и те же шишки?

— Парадокс истории состоит в том, что, несмотря на “трехлопастной пропеллер”, человечество движется от глобального Востока к глобальному Западу. Мы — посередине, в Империи.

— И долго нам здесь обретаться?

— России — до 2025 года, когда завершится четвертый имперский цикл и наша страна навсегда распростится с имперским прошлым, примкнув к цивилизации Запада. Русские завершат государственное строительство и станут третьим в истории “вечным народом” после евреев и англичан (Иудея и Англия в разные исторические периоды уже прошли свои четыре имперских цикла).

— Хорошо ли это для России?

— История не знает такого понятия. Это — закономерно. Евреи две тысячи лет назад, завершив свою имперскую историю, оказались рассеяны по миру, перестали быть этносом, образующим государство (нынешний маленький Израиль против Империи Давида и Соломона — не в счет), передают опыт своей культуры другим народам, испытывая при этом неприязнь с их стороны.

Аналогичный путь на наших глазах проделывают англичане. Империя, “над которой не заходило Солнце”, развалилась. Англичане расселены по всему миру и растворяют свою культуру в культурах прежде зависимых от них народов. Массовое переселение выходцев из английских колоний в бывшую метрополию размывает понятие Англии как национального государства. Ненависть к англичанам во всем мире вполне сопоставима с антисемитизмом.

Пока еще не очевидно, но русским уготован такой же путь. Неприязнь к русским в мире постепенно становится реальностью, рассеяние имперского народа — тоже (русских за рубежами России, по разным оценкам, от 25 до 30 миллионов, и это только начало). Общемировая миссия России пока скрыта, она проявится лишь в середине столетия. Распад недавно великой Империи уже происходит, но еще далек от завершения.

— И все же при этом мы станем частью западной цивилизации?

— Со всей исторической неизбежностью. Заметны многие черты этой трансформации. В предстоящие двадцать лет переход к Западу станет необратимым.

Уже наступил век господства информационных технологий. Совсем скоро окажется, что к нему Россия оказалась готова лучше других. Под прикрытием ракет и танков создано самое пацифистское, самое интеллектульное общество в мире, ближе всех других подошедшее к мировой гармонии. Вот прогноз, за который я готов поручиться.
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №143 от 8 февраля 1999

https://www.mk.ru/editions/daily/article/2003/01/14/142518-ne-verte-goreskopam.html