www.xsp.ru
  Психософия Александр Афанасьев  
Добавить в избранное
За 1990 - 2010


Версия для печати

Акутагава Рюноске

Величайший японский писатель. Родился в 1892 году, покончил собой в 1927. Несмотря на краткость жизни и непродолжительность творческой деятельности (15 лет),  Акутагава совершил настоящий переворот в японской литературе.


Пройдя период ученичества, характеризовавшейся увлечением, хотя и кратковременным, западным декадансом, Акутагава скоро вступил на путь поиска собственных тем, в период обретения собственного лица. Но уже в самых первых опытах можно увидеть черты, характерные для зрелого писателя: острый сюжет не самоцель, а средство максимально выразительного раскрытия психологии поступков человека.

В дальнейшем творческий поиск писателя захватывает все новые стороны человеческого характера и общества. Он переходит к критике нравов, создает новеллы, вскрывающие человеческие пороки, рисующие несовершенство людей и общества, в котором эти люди живут. Акутагава изображает самые разные стороны жизни человека, главным образом духовной, ставит в своих новеллах проблемы морали и религии, в том числе буддизма и христианства, проблемы взаимосвязи искусства и жизни, социальной несправедливости, столкновения маленького человека с враждебным ему обществом. Наконец, в последние годы жизни Акутагава приходит к темам современности, создав ряд остро социальных произведений, перейдя от критики несовершенства индивида к критике несовершенства тогдашней японской социальной системы в целом.

Акутагава - один из родоначальников современной японской литературы. Именно его творчество способствовало тому, что японская литература влилась в общий поток мировой. Влияние Акутагавы на японских писателей огромно. Признают они это или нет, но вряд ли можно сомневаться, что так, как писали до него, писать после него было уже немыслимо; так как до него понимали реализм, понимать после него уже было нельзя. И в первую очередь потому, что Акутагава слил достижения национальной культуры и мировой в монолитный сплав, что и определило качественный скачок современной японской литературы. Именно поэтому правильно понять и оценить творческие позиции Акутагавы - значит правильно понять и основные направления японской литературы ХХ века.

Прочно оставаясь на национальной почве, он смог воспринять достижения мировой культуры, причем не подражательно, а синтетически, творчески глубоко осмыслив их. Особенно большое влияние оказала на него русская литература. "Среди современной  иностранной литературы»,- писал он в предисловии к русскому изданию своих новелл, впрочем, так и не увидевшему свет, - "нет такой, которая оказала бы на японских писателей и читательские слои большее влияние, чем русская. Даже молодежь, незнакомая с японской классикой, знает произведения Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Из одного этого ясно, насколько нам японцам, близка Россия... Пишет это японец, который считает ваших Наташу и Соню своими сестрами". Можно ли после этого удивляться, что поэтика Чехова оказалась столь близка Акутагаве, а внешний облик героя новеллы "Бататовая каша" буквально списан с гоголевского Акакия Акакиевича?

Об Акутагаве в японской критике сложилось немало легенд. Одна, наиболее стойкая: Акутагава - поборник чистого искусства, писатель, стоявший в стороне от жизни. Случайное замечание, оброненное  в молодости, служит чуть ли не определяющим в понимании его творческой позиции. "Жизнь человека не стоит и строки Бодлера", - сказал как-то юный Акутагава, увлеченный бодлеровскими "Цветами зла", и эти слова без конца повторяются, чтобы доказать, что для Акутагавы искусство господствовало над жизнью. При этом игнорируется вся творческая практика писателя. "Существует вульгарная точка зрения»,- писал позднее Акутагава, - « что литература не связана с политикой. Это неверно. Скорее можно сказать, что особенность литературы состоит как раз в том, что она существует благодаря возможности быть связанной с политикой". Можно привести и такое его высказывание: "Искусство для искусства - во всяком случае, искусство для искусства, когда речь идет о художественном творчестве, может вызвать лишь зевоту."

Началом творческого пути Акутагавы с полным основанием можно назвать 1914 год, когда была напечатана новелла "Юноша и смерть", в которой удивительно переплетаются буддийская притча и мироощущение современного человека. Именно в этой новелле впервые можно было увидеть принципы переосмысления старинного сюжета, которым следовал Акутагава.

Важной вехой его творчества было появление в 1915-1916 годах новелл "Нос", "Отец", "Ад одиночества", "Ворота Расёмон" (гениальную киноверсию последней новеллы создал режиссер Акиро Куросава), сразу же заставивших заговорить о рождении нового большого писателя.

Темой произведений Акутагавы, во всяком случае, большинства ранних, был людской эгоизм. Свое понимание эгоизма Акутагава сформулировал так: "...На свете не существует заранее созданных по шаблону злодеев. Обычно все хорошие, во всяком случае, все - обыкновенные люди. Но в критический момент они вдруг превращаются в злодеев, - это страшно."

Если рассматривать новеллы раннего периода с точки зрения сюжетов, мы увидим среди них построенные на материале, заимствованном из средневековых повестей. Если же рассматривать их с точки зрения проблематики, мы увидим среди них новеллы о сложных, противоречивых, немирных взаимоотношениях человека и общества, о людском эгоизме, о скудности и суетности человеческих устремлений, новеллы, развенчивающие японскую армию, сатиру на современную Японию, в том числе и литературный мир, ироническое неприятие узко националистического понимания морали самурая, в которой некоторые представители интеллигенции того времени видели панацею от всех бед, обрушившихся на Японию.

"Ад одиночества" поистине программная новелла писателя. Идея внутреннего духовного одиночества человека стала чуть ли не центральной в его творчестве. Все его новеллы о маленьком человеке, отторгнутом обществом, вышли фактически из "Ада одиночества", являются развитием идей, пунктирно намеченных в этой новелле. Достаточно обратиться хотя бы к новеллам "Тень" и "Десятииеновая бумажка". В "Тени" изображен одинокий, затравленный человек, который возвел в принцип отношений между людьми подозрительность и недоверие. Снедаемый ревностью, он убивает любящую его жену.

Как всякий выдающийся художник, Акутагава в каждой новой новелле ставит новые проблемы. Именно это и определяет ценность и неповторимость любой из его новелл, определяет тот интерес, с каким встречала их читающая публика. Акутагава писал: "Пусть драгоценность разобьется, черепица уцелеет. Шекспир, Гёте, Тикамацу Мондзаемон неизбежно погибнут. Но породившее их лоно - великий народ - никогда не погибнет. Всякое искусство, как бы не менялись его формы, родится из недр народа". Но, творя для народа, во имя народа, Акутагава так и не мог до конца понять народ, найти в нем опору. Неприятие социального зла, стремление побороть это зло и сознание бессилия осуществить свое стремление - вот тот трагический треугольник, из которого Акутагава оказался неспособным вырваться, вот причина его мучительных переживаний и в итоге - самоубийство.

Хотя, думается, у самоубийства Акутагавы был и свой личный, чисто психологический мотив. Кажется, именно его он описал в  новелле "Одержимый творчеством". В ней старый учитель моется в бане, и с ним происходит следующее: "В ушате с мыльной водой отражалось ослепительное яркое небо, а на его фоне алели плоды хурмы; возвышаясь на перевернутым углом черепичной крыши, кое-где они как бы скрепляли между собой тонкие ветви дерева.

И старику вдруг почудилось, будто на него пала тень Смерти. Эта Смерть не таила в себе ничего зловещего, ничего такого, что прежде ужасало его. То было сознание тихого, желанного безмятежного небытия, подобного небу, отражающемся в ушате. Как был бы он рад, если б смог отрешиться от заблуждений и страданий суетного бытия и забыться сном без сновидений, который посещает лишь невинных детей. Он устал от жизни. Но еще более устал он от мук творчества, недоступно преследовавших его уже много десятков лет..."




<Назад>    <Далее>




У Вас есть материал пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail: admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru